Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Улыбается ли новорожденный? На этот вопрос нет однозначного ответа, но есть акушеры, которые утверждают, что им приходилось видеть, как улыбаются только что родившиеся малыши. Некоторые ученые полагают, что новорожденные улыбаются, только их улыбка очень отличается от улыбки взрослых, и мы просто не узнаем ее на лице малыша

А вот на втором и третьем месяце жизни эта эмоция у новорожденного заметна всем. Однако далеко не все стимулы с одинаковой вероятностью вызывают радостное выражение малыша. Улыбка малыша зависит от его возраста и опыта общения с внешним миром.

В начале младенец улыбается от щекотания, звуков, яркого света. Чуть позднее улыбка появляется при виде человеческого лица. И наконец, начиная с восьмой недели жизни, уже можно наблюдать улыбку, которая возникает при виде яркой игрушки.

Изучая причины особенного интереса младенцев к человеческому лицу, ученые пришли к выводу, что их улыбку вызывает именно наличие глаз на лице человека. И, как выяснилось, если малышу второго и третьего месяца жизни показывать кружочки с нанесенными на них точками, то младенец будет улыбаться этим картинкам также, как человеку. Но уже к концу четвертого месяца жизни младенцы улыбаются не только при виде человека. В этом возрасте они настолько нуждаются в общении с ним, что плачем реагируют на молчаливого взрослого. В возрасте четырех с половиной месяцев и старше малыши способны сами выступать инициатором в контакте со взрослым, например, «изображают улыбку» на лице и издают звуки. И если ожидания младенца не оправдались, то он может плакать, а получив желаемое – улыбается сквозь слезы.

Развитие эмоциональных реакций малыша родители смогут проследить, пользуясь средними данными. Установлены последовательность, сроки и длительность формирования положительных эмоциональных реакций у детей первого года жизни:

  • Улыбка на говорящее лицо – от 5 до 12 недель;
  • Улыбка просто на лицо – от 7 до 14 недель;
  • Комплекс оживления на говорящее лицо – от 8 до 14,5 недель;
  • Комплекс оживления на яркий предмет – от 12 до 20,5 недель;
  • Смех – от 20 до 30 недель;
  • Хныканье – от 6 до 21,5 недель;
  • Негативные реакции при отнимании игрушки – от 20 до 39 недель;
  • Плач – от 30 до 60 недель.

Улыбки младенца часто не похожи одна на другую так же, как не похож плач. Но опытная, внимательная мама при первом же крике младенца может догадаться, что послужило его причиной: боль в животе, испуг, нежелание оставаться в одиночестве, мокрые пеленки. Исследователи насчитывают более семидесяти улыбок младенцев, отличающихся друг от друга по характеру. Таким образом, младенцы оказываются способными передавать взрослому информацию о своем состоянии.

Исходя из всего, делаем вывод, что в течение первого года жизни младенцы, испытывая различные переживания, открывают способность по-разному передавать информацию взрослым о своих переживаниях и собственных состояниях. В дальнейшем только от мамы зависит насколько хорошо будут развиваться и усложняться эти формы контактов, которые понятны лишь ей самой и ее малышу. Внимательная и чуткая мама, на самом деле, увидит гораздо большее количество эмоциональных проявлений своего ребенка, чем отстраненная мама.

Если новорожденный проявляет интерес к лицу, глазам человека, то во время взаимодействия смотрите на него с любовью, с улыбкой, разговаривайте с ним. И пусть он пока не понимает ваших слов, но он совершенно точно будет чувствовать ваше отношение к нему. Для лучшего понимания и налаживания контакта с малышом некоторым мамам рекомендуется носить ребеночка в слинге. Это способствует развитию чувствительности у мамы, если есть такие показания. Она научается понимать своего малыша по его движениям, по звукам, которые он издает. Иными словами, в паре «мама-малыш» налаживается контакт, но использование слинга несёт в себе рекомендательный характер, все индивидуально.

Обратите внимание в каком раннем возрасте начинает формироваться потребность в контакте с другими людьми. И малыш сам выступает инициатором этого контакта. Родителям очень важно не упустить этот сенситивный период, используя потребность младенца, как фундамент развития взаимодействия между родителем и ребенком.

Служба ранней помощи КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

 

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)