Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Дошкольный возраст – это период наиболее активного развития и становления ребенка. Именно в этом возрасте происходит закладываются фундаментальные качества, навыки, способности. Одной из значимых способностей, которые формируются у детей в дошкольном возрасте, является умение самостоятельно регулировать свое поведение и мыслительные процессы. Способность к произвольной регуляции деятельности позволяет ребенку не поддаваться эмоциональным порывам, сдерживать себя, выстраивать действия в соответствии с поставленными целями

Саморегуляция – это процесс управления ребенком своим поведением, состоянием (как физиологическим, так и психологическим), умение следовать предъявляемым нормам и правилам.

Саморегуляция – это фундамент в адаптивных способностях человека.

Сенситивным периодом для развития произвольности, является дошкольный возраст. В это время ребенок попадает в дошкольное образовательное учреждение, которое является первой структурированной средой, где предъявляются высокие требования к саморегуляции ребенка.

  • Первой стадией в развитии произвольных процессов является развитие произвольных движений. Ребенку необходимо научиться произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении, различать и сравнивать мышечные ощущения, менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
  • Далее у ребенка развивается способность к пониманию социальных требований и заданий взрослого. Эта способность целиком зависит то присутствия и вмешательства взрослых и проявляется ситуативно.
  • Следующим этапом является фаза самоконтроля (с 2-х лет), которая проявляется более развитой способностью ждать и сдерживать себя, понимать требования взрослого. Этот этап характеризуется более гибким адаптивным поведением ребенка. Об этом свидетельствует появление способности обдумывать и планировать свои действия, сдерживать импульсивные поступки.
  • В период от 2 до 3 лет происходит активное развитие речи и основанного на ней мышления, которые формируют план действий, благодаря которому ребенок может формировать замыслы и планы, подчиняться заданным правилам. Эффективность волевой регуляции во многом определяется мотивами и самооценкой.

У маленьких детей более развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Время дошкольного возраста является благоприятным для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Уровень развития эмоционального контроля личности ребенка зависит от того, насколько у него развиты умения регуляции эмоциональной сферы и установления эмоционального контакта с окружающими.  Эту способность можно развить: обучая ребенка управлять, понимать и различать свои и чужие эмоциональные состояния; умению сопереживать, отвечать адекватными чувствами в ответ на чувства другого человека.

Все эти умения необходимо развивать ребенку, ведь к началу школьного обучения предполагается наличие определенного уровня развития волевой регуляции, проявляющегося в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, а также находить способы решения проблем и пути выхода из трудных ситуаций.

Наталья Алексеевна Роменская, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)