Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Реальностью сегодняшнего дня являются количественные показатели, предопределяющие возрастающие количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сложности с адаптацией, трудности в освоении знаний, навыков и умений у этих детей часто можно определить уже в раннем возрасте

На всех этапах взросления ребёнка игровому приёму отводится наибольшая роль в образовательной деятельности. Она может применятся в качестве учебного задания, обращённого на выполнение конкретной задачи и закрепления представлений.

Игровые приёмы с содержанием математических представлений – это одно из средств в расширении потенциальных возможностей детей с ОВЗ, в первую очередь основных линий развития:

  • познавательные линии: память, мышление, речь, внимание;
  • социальные линии: нормы поведения, устремлённость к контакту;
  • эмоциональная линия: позитивное отношение к учёбе, отзывчивость в отношениях со сверстниками и взрослыми.

 Ведущей формой деятельности ещё достаточно долгое время для детей с ОВЗ будет оставаться игра, предметно-практическая деятельность (ППД). Использование и проведение обучающих игр с формированием математических представлений может стать основой успешной организации коррекционно-развивающей среды.

Формирование элементарных математических представлений предусматривает использование разного рода игр:

  • физические и психологические (игротерапия, экстатические, двигательные);
  • интеллектуально-творческие (дидактические, сюжетно-интеллектуальные, конструкторские, компьютерные);
  • социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые, подражательные, режиссёрские);
  • деловые игры (организационно-деятельные, коммуникативные, мыслительные).

Математические представления детей с ОВЗ формируются по следующим разделам:

  • множество;
  • количественные представления;
  • представления о форме;
  • представления о величине;
  • пространственные и временные представления.

 Чтобы создать детям различного уровня подготовленности оптимальные условия, материал предоставлять лучше в следующей последовательности:

  • качественные признаки предметов (форма, величина, цвет);
  • отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями;
  • отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями;
  • положение предметов в пространстве;
  • временные отношения;
  • определения и классификации множеств по качественным признакам;
  • группировки однородных множеств по их численности;
  • группировки по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.

При выборе игр математического сюжета важно придерживаться определенной последовательности, помнить, что перед играми с гораздо сложным математическим заданием, для начала должны проходить игры с минимальной степенью трудности, выполняющие как бы подготовительную платформу для их введения.

Зная, что детям с ОВЗ сложно долгое время сохранять любознательность к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания предоставлять играм с разнообразными версиями – одну и ту же игру необходимо трансформировать. Это даст возможность убрать затруднения в понимании правил игры и закрепит интерес к уже знакомой игре.

Освоение количества

Формирование представлений о количестве первоначально включает дочисловой периодом обучения. Дети учатся составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

Существует множество игр, в которых дошкольники учатся решать эти задачи.

  1. Образование множества из отдельных предметов и выделение предмета из множества. Дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов, овладевают терминами «один», «много».
  2. Нахождение «много» и «один» в окружающей обстановке. Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке.

 III. Сравнение множеств предметов путем установления соответствия. Формирование у детей умения устанавливать равенство-неравенство между группами предметов.

Игры с геометрическими фигурами

Для ребенка геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми, он определяет форму предметов и их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов.

Детей нужно учить сначала различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Знакомя с геометрическими фигурами, их нужно предъявлять в сравнении попарно.

  1. Практическое выделение формы. Дети знакомятся с формами, учатся практически различать их.
  2. Зрительное восприятие формы. Дети учатся воспринимать, зрительно сопоставлять форму.

 III. Представление о форме. Дети учатся осуществлять выбор формы по представлению.

Восприятие величины

 Детям трудно разграничить разные параметры величины предметов, а тем более обозначать эти параметры словами. Занятия с ними нужно строить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые мы хотим обратить внимание ребенка, были значимы для детей. Величину ребенок учится различать практически.

Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многом зависит результат действий, т.е. величина становится значимым для ребенка признаком.

  1. Практическое выделение величины:

«Спрячь матрешку» /большой – маленький/.

«Кто скорее свернет ленту?» /длинный – короткий/.

«Построй ворота» / высокий – низкий/.

«Закрой двери в домиках» /широкий – узкий/.

  1. Зрительное восприятие величины:

«Лото» /большой – маленький/.

«Лесенка» /длинный – короткий/.

«Кто высокий?» / высокий – низкий/.

«Полотенца для мишутки» /широкий – узкий/.

III. Представление о величине:

«У кого такое?»

«Красивый узор».

«Найди, где спрятано».

«Орнамент».

Восприятие пространства и времени

Пространственные и временные представления детей целесообразно развивать в повседневной жизни, используя режимные моменты, подвижные игры. Особенно эффективно использование дидактических игр, упражнений, которые можно подобрать в различных источниках. Основой пространственных ориентировок детей служит различение ими частей своего тела.

Учитывая эту особенность, крайне важно учить детей четко различать части своего тела, их названия, а также, опираясь на них, знакомить с пространственными направлениями. Чтобы не дезориентировать детей, необходимо помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг напротив друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.

Важную роль в формировании временных представлений играет еще и использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное время.  

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в пространстве начинается с дифференциации отношений предметов и их частей по вертикали (на, над, вверху, сверху, внизу и т.д.).

  • ориентировка от себя:

«Достань шарик» /вверху – внизу/.

«Что стоит вверху, внизу, посредине».

«Четвертый лишние» /внутри – снаружи/.

«Репка» /спереди – сзади, слева – справа/.

  • ориентировка в помещении:

Игровые ситуации:

Вперед пойдешь - куклу найдешь,

Назад пойдешь - медвежонка найдешь,

Вправо пойдешь - мяч найдешь,

Влево пойдешь - машинку найдешь.

  • ориентировка на листе бумаги.

«Что где находится». Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу и т.д.).

Ориентировка во времени

  • «Быстро, медленно». Вариант 1

Наблюдать за скоростью пересыпания песка в часах минимальной и максимальной продолжительности. Взрослый сообщает ребенку понятия «быстро» и «медленно».

  • «Быстро, медленно». Вариант 2

Ребенок набирает в ладошку одним движением много мелких бусин или арбузных семечек и учится высыпать их быстро (резко разжимая ладонь) и медленно (постепенно просыпая между пальцами).

  • «Быстро, медленно». Вариант 3

   Ребенок при помощи пипетки наполняет водой емкость (пробирки, прозрачные бутылочки и т.д.) – «медленно», переливают из емкости в емкость воду – «быстро».

  • Игра «Дождик»

Взрослый произносит стихотворение «Дождик», побуждая ребенка постукивать пальчиком по ладошке в разном темпе.

Капля раз,

Капля два, (в медленном темпе)

Капля медленно сперва.

Капля, каплю догоняет, (постепенно увеличивать темп)

Кап,кап,кап,кап,кап… (в быстром темпе)

  • Игра «Солнышко»

Ребенок и взрослый держится руками за обруч.

Взрослый: «Утром солнышко встает - (обруч приподнимают вверх, ребенок встает на цыпочки)

Светом озаряет. (ребенок на цыпочках идет по кругу)

Вечером оно заходит - (обруч опускается, ребенок приседает)

Ночка наступает (ребенок «засыпает»).

  • Игра «День – ночь»

Взрослый предлагает рассмотреть две картинки - луна и солнце. Взрослый объясняет ребенку, что ночью светит луна, а днем - солнце, ночью дети спят, а днем - играют. Взрослый показывает ребенку картинку с луной - ребенок изображает сон. Взрослый показывает солнце - ребенок прыгает или поет (ля-ля-ля).

Опыт и знания, переданные в виде занимательной дидактической игры, сохраняются в памяти гораздо стремительнее, устойчивее и легче, чем те, которые были сопряжены с однотипными упражнениями. Важно применять игры так, чтобы в ней содержались основы познавательного, учебного и игрового общения.

Таким образом, дидактические игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством коррекционно-развивающей работы.

Татьяна Николаевна Наделяева, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)