Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота

 

Рейтинг@Mail.ru

   В рамках Комплекса мер по развитию практик активной поддержки родителей, воспитывающих детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Приморском крае на 2016-2017 гг, в КГБУСО «Артёмовский СРЦН»  организована работа родительского клуба «Семейный факультатив». 

   Она охватывает семьи, воспитывающие детей с  особенностями в развитии, которые сталкиваются со специфическими проблемами и испытывают трудности  в их разрешении. Как правило, это тревожная психологическая атмосфера в семье, некомпетентность  родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка, искажение контактов в окружающем социуме, и, как следствие,  отсутствие поддержки со стороны социума.

   Поэтому целью деятельности родительского клуба является повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, развития,  социальной адаптации «особых» детей, посредством психолого – педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству, в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребёнка.

   «Семейный факультатив» возглавляет  Ким Людмила Викторовна, педагог – психолог высшей квалификационной категории. Она  проводит с родителями обучающие занятия, занятия в сенсорной комнате, мастер – классы, сеансы релаксации, лектории,   совместные игровые занятия, организует для родителей встречи с интересными людьми, специалистами разных областей, представителями общественных организаций.

   Опыт работы учреждения показал, что родители, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребёнка, недопонимают прямую взаимосвязь между состоянием ребёнка и всей семьи с личностным проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только ребёнку, но и родителям.

   Поэтому важной составляющей деятельности клуба является создание атмосферы принятия и признания, чувство взаимного участия, взаимной ответственности, поддержки и безопасности, а главное - безоценочное восприятие и отношение. Это достигается  включением в программу встреч психологических приемов и техник- релаксации, визуализации, арт –терапии, телесно –ориентированных упражнений, которые  способствуют снижению тревожности и формированию дальнейшей мотивации и активности родителей.

   Обучающие занятия и мастер – классы проводят педагог – психолог, учитель –дефектолог с целью знакомства родителей с эффективными методами детско –родительских взаимодействия, воспитательными приёмами, необходимыми для коррекции личности ребёнка

   В рамках одной из встреч  педагог - психолог показала  упражнения практической жизни из методического материала по методике М. Монтессори, с целью демонстрации родителям приемов и методов развития ребенка в домашних условиях с помощью обычных подручных материалов.

   На мастер – классе  учителя - дефектолога  родители попрактиковались в играх на развитие речи и когнитивной сферы на представленных модулях: логических кубиках, «книжках-малышках», слуховых коробочках, узнали о важности сенсорного слухового развития для речевого. А самое главное,  как можно в домашних условиях сделать развивающие пособия своими руками и без финансовых затрат.

   Многие родители на заседания родительского клуба  приходят с детьми и эта прекрасная возможность для социализации ребёнка. Пока родители делятся опытом и занимаются, дети, под присмотром специалиста, общаются и занимаются в социально – игровой комнате, оснащённой сухим бассейном,  горкой, мягкими кубиками и тоннелями.

   В поисках новых  ресурсов и возможностей социализации «особого» ребёнка,  руководитель клуба  Ким Л.В.,  адаптировала технологию детской площадки  к решению задач социальной адаптации ребёнка – инвалида. Организуя игровую деятельность на придомовой территории, она приглашает родителей с детьми инвалидами на конкретный адрес, включая таким образом «особых» детей в среду здоровых сверстников., решая одновременно две задачи-  социализация как ребёнка, так и членов его семьи. Под присмотром психолога дети общаются,  эмоционально оживляясь и реагируя на других детей. Для мальчика Семена такое времяпровождение является радостным моментом в его жизни. Так как ребенок практически не выходит на улицу вследствие своего диагноза, то этот момент социализации важный и ответственный в его  развитии.

   Хорошим ресурсом является также приглашение семей, посещающих родительский клуб на праздники и досуговые мероприятия, организуемые в учреждении.

 

   В  течение года для членов родительского клуба систематически организовываются встречи со специалистами приглашённых организаций и ведомств. На одной из встреч представитель отдела труда и социального развития по Артёмовскому городскому округу  ознакомила родителей с основами законодательства в сфере защиты детей и  осветила вопросы государственных гарантий  семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Специалист Приморской краевой библиотеки для слепых рассказала родителям об оказываемых библиотекой услугах,  о библиотечном фонде, об изданиях специальных форматов.

 На одной из встреч сертифицированный логомассажист  наглядно на ребенке продемонстрировала приемы логомассажа речевого аппарата в домашних условиях.  Врач – педиатр просветила родителей о методах закаливания, профилактики вирусных инфекций, рассказала о важности здорового питания в раннем  детстве и провели дискуссию о  вакцинации  и последствиях для детей.

   Возможность получить  квалифицированную информационную помощь, услуги консультации является частой составляющей встреч. После каждой встречи родители получают методический материал и буклеты с комплексом развивающих игр и упражнений.

    Заседания родительского клуба в основном посещают мамы. Они приходят отягощенные проблемами, заботами, тревогами. И хорошей идеей стала приглашение на встречу представителя косметической компании «Mary Kay». На встрече Екатерина зарядила всех позитивом,  напомнила что мама – прежде всего женщина, несколько родителей активно подключились к обучению технике «правильного» макияжа. На встрече выяснилось, что   представительница компании  воспитывает  ребёнка с инвалидностью. Яркий пример оптимизма и сильного характера! После этой встречи все мамочки ушли с вечерним макияжем и с небольшими презентами (кремами), одна из родительниц в дальнейшем стала одним из представителей этой же компании.

 

   На встречах с представителями Общественных организаций родителям предоставляется возможность донести информацию об актуальных проблемах и трудностях, с которыми сталкивается семья, а те, в свою очередь оказывают поддержку, помощь, консультацию. Именно представители общественности являются связующим звеном между семьями с детьми-инвалидами и социумом.

  На круглом столе с представителем Общества инвалидов г. Артёма Панченко А.В.  родители предложили свои идеи по совместному сотрудничеству по направлению социализации семей с детьми-инвалидами.

   В результате несколько семей участвовали в совместном городском конкурсе «Радуга талантов»,  семь детей с родителями посещают ежемесячные мастер- классы, организуемые Обществом инвалидов г. Артёма.

 

    Также на одной из встреч родители, совместно с добровольцами кампании Amway обсуждались вопросы организации городского спортивного праздника «Поверь в себя» для семей воспитывающих «особых» детей. В результате программа праздника получилась необычной  – тематические зоны для занятий с детьми, творческие мастерские, выступление танцевальных коллективов города, выставка детского рисунка,  совместные музыкально – танцевальные игры, спортивно – игровое соревнование  «Муравейник», «Шоу мыльных пузырей», фотосессии со сказочными героями – всё увлекательно и интересно для детей и взрослых. А их на празднике было немало -  вместе с особыми детишками на празднике веселились их родители, бабушки, братья, сёстры, друзья – всего около 60 человек.

  Работа родительского клуба набирает обороты.  За 9 месяцев 2017 года заседания клуба посетила  21 семья, совместными праздниками и мероприятиями охвачено около 100 человек.

   Работа клуба «Семейный факультатив» позволяет  оказывать   конкретную помощь ребёнку с «особыми» потребностями, его  родителям, стимулирует  усилия семьи,  способствует  более глубокому  пониманию  проблем, устранению  препятствий, мешаю­щих успешному социальному развитию, обуче­нию, социальной адаптации и интеграции  «особого» ребёнка  в общество.

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)