Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота

 

Рейтинг@Mail.ru

Счетчик посещений

Сегодня 103
На этой недели 103
На прошлой недели 1172
Этот месяц 3108
Прошлый месяц 2660
За все время 40984
Сегодня: 2019-11-17
Пользователей на сайте: 0
Гостей на сайте: 48
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

В Региональном ресурсном центре прошло мероприятие «Как заниматься с ребенком дома»

для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ в рамках реализации проекта «Комплекс-Work», при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г.Москва). Провела обучающее занятие учитель-логопед Логинова Светлана Владимировна. Она рассказала о Сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастике, которую можно проводить с ребенком дома.

Специалисты и родители узнали о том, как, используя возможности восприятия «особого» ребенка, такие, например, как вкус и обоняние, можно развить его артикуляцию. Развитие артикуляции с помощью веточки укропа, печенья-соломки, бублика и многих других вкусностей – может ли быть что-то интереснее для ребенка?!!!

Возможности применения метода Сенсорной интеграции достаточно широки и используются специалистами отделения реабилитации детей с ОВЗ Центра «Ласточка». Светлана Владимировна перед показом практических упражнений рассказала о данном методе, на основе которого и проводится сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.

Теория «сенсорной интеграции» разработана американским психологом, эрготерапевтом (трудотерапевтом), специалистом по детскому развитию Джин Айрес (18.01.1920 – 16.12 1988г.), которая оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями, в том числе дислексиками и аутистами.

Сенсорная интеграция:

  • является бессознательным процессом, происходящим в головном мозга (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
  • организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
  • наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чём следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум);
  • позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
  • формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Сенсорная интеграция – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития человека – это первые семь лет жизни.

Наши тела работают как «хорошо смазанные механизмы», получающие информацию от чувств и организующие и перерабатывающие ее так, чтобы правильно ее использовать или реагировать на нее.

Однако. когда система дает сбой, это называется «дисфункцией сенсорной интеграции». Именно искажение процесса восприятия сенсорной информации лежит в основе многих проблем обучения и поведения детей с расстройством аутистического спектра.  Хотя дисфункция сенсорной интеграции (или трудности с переработкой чувств) может выражаться разными способами, тому есть две основные причины, которые выделил Л.А. Хоекман:

  1. Ребенок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен и тогда перед нами (гиперфункция в виде сенсорных защит);
  2. Ребенок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее «жаждать» (гипофункция в виде сенсорной аутостимуляции).

Отечественный логопед, специальный психолог, специалист по сенсорной интеграции и семейному воспитанию детей с нарушениями речи и поведения, автор метода активизации речи M.A.P. (motive, adaptive, play)  или (мотивируй, адаптируй и играй)  Марианна Лынская адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Направления сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской М.И.

  • Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.
  • Логопедический массаж, основанный на использовании мультисенсорных инструментов.
  • Сенсорно-коммуникативные тренинги для неговорящих детей и детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
  • Сенсорно – интегрированная логоритмика.
  • Лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции.
  • Коррекция слоговой структуры и звукопроизношения в сенсорных играх.

Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь свои, речевые задачи.

Одно из направлений сенсорно-интегративной логопедической работы по является сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например: удерживание губами веточки укропа, сплевывание с языка различных специй.

Комплексы на основе работ Лынской М.И., могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий, или являться самостоятельными занятиями. Данные комплексы можно использовать как с детьми без речевых нарушений, с целью развития артикуляционных возможностей, улучшения дикции, так и с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта и пр. В этих случаях, целью занятий с использование данных комплексов будет общее улучшение речевых возможностей, подготовка к овладению артикуляционных упражнений для постановки звуков.

Перед началом каждого занятия ребенок должен получить «питание» в рамках индивидуальной «сенсорной диеты» (сенсорная диета – сбалансированная деятельность, способствующая получению разнообразных сенсорных стимулов и развитию адаптивных ответов нервной системы на сенсорные стимулы). Эти мероприятия могут включать в себе:

  • прием одного стакана воды, либо жидкости, связанной с темой комплекса упражнений (фруктового сока, ароматного чая и т.п.), в т.ч. с использованием бутылочки с соской;
  • жевание кураги, мармелада, фруктовых батончиков и пр.
  • висение на руках или принятие положения вверх ногами;
  • массаж языка и щек, чистка зубов с помощью виброщетки;
  • «тактильный ввод» выполняется родителями, тьютором и пр. в виде поглаживания/растирания рук, спины, щек, головы, разнообразными мочалками, массажерами, кистями для макияжа и пр.

Ввод обонятельной информации осуществляется посредством ароматизации помещения с помощью подобранных индивидуально эфирных масел.

Необходимым звеном каждого комплекса является «сенсорный поднос»  - авторский игровой материал Марианны Лынской, использование которого позволяет:

  • Развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными: детям разрешается изучать материал, пересыпая его, нюхая и пробуя на вкус; кроме того, сенсорный поднос становится игровым ландшафтом во время проведения сказко-терапевтического массажа;
  • Ритмизировать деятельность детей: ведь регулярное появления сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важно подобная визуализация для детей, не понимающих речь);
  • Развивать чувство эстетики и художественный вкус;
  • Обеспечить интерактивное взаимодействие с игровым материалом и коммуникацию между участниками занятия.

   

Сенсорный поднос представляет собой красивый поднос (желательно плетеный, деревянный или любой другой, сделанный из экологически чистых, фактурных материалов), на котором рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства. Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса артикуляционных упражнений. Предъявляя ребенку, сенсорный поднос мы визуально объявляем тему занятия.

Весь материал для проведения занятий индивидуален, перед началом занятия проходит санитарно-гигиеническую обработку.

Важным принципом артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды  чувственности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе.)

Внимание! Перед проведением такой гимнастики необходимо убедиться, что у детей нет аллергии на тот или иной продукт. А также она противопоказания для детей  с эпилепсией.

Основываясь на принципах сенсорной интеграции, артикуляционные упражнения рекомендуется проводить:

  • Сидя на большом мяче (фитболе);
  • Сидя на балансировочной табуретке с одной ножкой, стоя на балансировочном диске;
  • Динамические артикуляционные упражнения выполнять на качелях.

При выполнении артикуляционной гимнастики для детей, начиная с 4 лет, каждое упражнение необходимо выполнять более 3 раз, лучше используя дополнительную визуализацию в виде песочных часов, игрового кубика (Например, «сделаем столько раз, сколько точек покажет кубик» или « будем выполнять упражнение, пока сыпется песок»). Также  игровыми приемами для обеспечения нужного количества повторений упражнений могут стать:

  • Найти деревянные и т.п. цифры в сенсорных коробках (контейнерах с различными наполнителями) найденная цифра означает количество повторений;
  • Повторить упражнение нужное количество раз, соответствующее цифре, написанной на ракушке, камне, яблоке и др. природном материале, находящемся в непрозрачном мешочке. Задача ребенка – достать предмет, узнать и выполнить упражнение;
  • Выловить шарик для настольного тенниса с помощью столовой ложки из воды, на шарике предварительно перманентным маркером написана цифра, обозначающая количество повторений;
  • Использовать «пальцеход»: нажимать пальцем на пуговицу в ряду нашитых на лоскуток ткани; ракушку, наклеенную на картон и т.п.: выполнять упражнение столько раз, сколько элементов в «пальцеходе».

 Дополнительные рекомендации к проведению сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики

  • Каждое занятие начинается и заканчивается коммуникационной потешкой/фольклорной игрой для создания общего настроя, привлечения, сосредоточения на занятии и ритмизации деятельности.
  • Предлагаемые комплексы рекомендуется демонстрировать детям от лица перчаточной куклы (герой выбирается в соответствии с тематикой комплекса, создавая дополнительную мотивацию к занятиям.)
  • Рекомендуется сочетать проведение артикуляционной гимнастики с «прищепоч ным массажем.
  • По окончанию комплекса проводится игровой массаж и рассказывается сказка (вариативно: с использованием игровых фигурок и сенсорного подноса в качестве игрового ландшафта).

Для улучшения показателей выполнения заданий, развития мотивации, навыков коммуникации у детей, эмоционально окрашенных речевых интенций используется визуализированная система поощрения и порицания. По результатам каждого занятия педагог показывает ребенку карточку определенного цвета:

  • Зеленую (в случае, если ребенок старался, не мешал проведению занятия, выполнил почти все упражнения);
  • Желтую (в случае, когда ребенок отказался от выполнения заданий, мешал педагогу, но не на протяжение всего занятия, а иногда);
  • Красную (ребенок вел себя агрессивно: ругался, кусался, дрался, отбирал материал, отказался от выполнения заданий, мешал педагогу) карточку.

Получение: зеленой карточки также означает получение конфеты/любого другого лакомства; желтой – половина лакомства, красной – отсутствие лакомства.

Дети без особого удовольствия занимаются традиционной артикуляционной  гимнастикой, поэтому логопеды  всегда стремились включить игровые  моменты с использованием нетрадиционных предметов для мотивации детей и разнообразия артикуляционных упражнений. Марианна Лынская дополнила копилку логопедов новыми приёмами и сенсорным материалом. В результате артикуляционная гимнастика становится не такой скучной как для детей, так и для логопеда.

Презентацию о сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастике можно посмотреть здесь.

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)