Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота

 

Рейтинг@Mail.ru

Счетчик посещений

Сегодня 98
На этой недели 98
На прошлой недели 1172
Этот месяц 3103
Прошлый месяц 2660
За все время 40979
Сегодня: 2019-11-17
Пользователей на сайте: 0
Гостей на сайте: 43
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Как часто слышишь от родителей «У меня капризный ребенок», «Он меня не слушает», «Я не могу наладить с ребенком контакт», а ребенку то всего 1,5 — 2 года. Порой родители и не задумываются, что не слышит, потому что на футболке ярлычок мешает.

Не надену эту кофту или ботинки, потому что слишком свободны. Не слезу с качели, хочу кататься, как можно дольше, а маме некогда катать меня столько сколько мне нужно. Вот и считают родители: «Капризный ребенок», но не задумываются, а может и не догадываются о наличии у ребенка такой проблемы, как «Дисфункция сенсорной интеграции».

Нарушение сенсорной обработки информации  и называется дисфункцией сенсорной интеграции.

Значение сенсорной интеграции для правильного развития ребенка.

Всю информацию человек получает благодаря органам чувств. В возрасте до 7 лет у ребенка формируется и совершенствуется сенсорная интеграция. Благодаря ее развитию он осваивает навыки правильного поведения, учится реагировать на внешние события, получает необходимые ему знания.

Сенсорная интеграция представляет собой процесс передачи сенсорных сигналов. Это позволяет головному мозгу контролировать реакции тела, эмоции и поведение.

Чтобы понять, как происходит этот процесс, приведем простой пример. Нервную систему можно сравнить с электрической цепью. Чтобы она функционировала правильно, необходима качественная работа всех ее участков. Если какое-то звено не выдерживает напряжения, либо оказывает повышенное сопротивление, может случиться «замыкание».

Головной мозг каждую секунду получает сигналы из внешней среды и от внутренних органов. Причем работать он начинает еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. После появления малыша на свет его деятельность усиливается.

Если ребенок здоров, то он начинает познавать мир через сенсорное восприятие. В этом ему помогают руки. Он ощупывает предметы, пытается «попробовать мир на вкус». В такой ситуации проблем с развитием моторики и речи не возникает.

Если мозг или его ответвления были повреждены, например, из-за кислородного голодания плода, то обработка сенсорной информации будет происходить с нарушениями. Аналогичная ситуация наблюдается тогда, когда ребенок воспитывается в плохих условиях, когда он лишен возможности удовлетворять свои основные психофизиологические и социальные потребности.

При дисфункции сенсорной интеграции сигналы, поступающие к головному мозгу из разных источников, не трансформируются в адекватный ответ. Ребенок не дает нормальной поведенческой реакции. Некоторые дети приходят в состояние гипервозбуждения, а другие, напротив, избегают любых сенсорных стимулов.

Чем раньше проблема будет выявлена, тем лучше. Это позволит не допустить серьезных проблем в развитии малыша.

К ним относятся:

  • Отсутствие самоконтроля.
  • Низкая самооценка.
  • Неуверенность в себе.
  • Отсутствие навыков социального взаимодействия.
  • Нарушения в эмоциональной сфере и пр.

Правильная сенсорная интеграция важна для здоровья, для формирования умственных способностей, овладения навыками общения, бытовыми умениями.

Диагностика нарушений сенсорной интеграции.

Даже одно единственное нарушение способно стать причиной серьезных проблем. Достаточно представить, как сложно ребенку сосредоточиться на том, что говорит педагог, когда за окном весело щебечут птицы, а майка раздражает кожу.

А может ему хочется скрыться от яркого света в классе или заткнуть уши, чтобы не слышать гул голосов. Взрослый человек может контролировать свои действия. Поведение ребенка в этом плане отличается. Он дает реакцию по типу «здесь и сейчас».

С другой стороны, не каждый отказ от ношения свитера или от супа с рыбой нужно расценивать как нарушение сенсорной интеграции. Заниматься диагностикой должен специалист. Незначительные отклонения могут самостоятельно пройти с возрастом. Есть данные, что у каждого шестого ребенка «капризы» являются следствием нарушений в работе сенсорных систем. Иногда это сильно мешает развитию.

Обнаружить проблему помогают следующие маркеры:

  • Нарушения в интеграции слуховой информации: боязнь громкого звука, непереносимость музыки, растерянность при попадании в шумное место. Дети с такими проблемами могут закрывать уши руками при усилении шума, будут оставаться в классе во время перемены и пр.
  • Нарушения интеграции зрительной информации: любовь к полумраку или темноте, усиление беспокойства при ярком свете, напряжение при попытке рассмотреть окружающие ребенка объекты и предметы. Малыш будет выражать явный негативизм при необходимости преодоления препятствий.
  • Нарушения тактильного восприятия: ребенку не нравится заниматься лепкой и рисованием, он не любит, когда к нему прикасаются. Дети отказываются носить одежду из определенных тканей или вещи определенных фасонов, например, водолазки. Они не ходят босиком, но при этом слабо реагируют на болевые и на температурные раздражители.
  • Нарушения в работе вестибулярной системы: ребенок неуклюжий, неловкий, не любит активные игры, не может научиться кататься на велосипеде или коньках, часто падает, все время ищет себе опору.
  • Нарушения в работе проприоцептивной системы (ощущение положения, движения конечностей и тела, ощущение совершаемых усилий, прилагаемой мышечной силы и действия силы тяжести на тело): падает или врезается в предметы, не использует нужное количество силы, когда толкает-тянет - хватает, с чрезмерной силой обнимается.

Главный симптом нарушения сенсорной интеграции – это трудности в концентрации внимания. Особенно сложно ребенку будет в тех ситуациях, когда извне поступают раздражители, оказывающие влияние на проблемную сферу. Такие дети часто меняют вид деятельности, они неусидчивы, тревожны, их поведение аффективно. Они склонны к истерикам, капризам, агрессии, заливистому смеху, который может переходить в рыдания и пр.

Часто у детей есть явные признаки сразу нескольких подтипов сенсорных нарушений. Например, тактильная система отличается повышенной чувствительностью, а проприоцептивная система – низкой восприимчивостью. Такие расстройства называют комбинированными. Обнаружить их может только профессионал – специалист, прошедший обучение по сенсорной интеграции.

Чтобы выставить диагноз, ребенка нужно обследовать. Кроме сбора анамнеза проводятся специальные тесты, опрашиваются родители. Только после этого можно сделать заключение.

После проведения диагностики специалист составляет сенсорный профиль ребенка. Это позволит определиться с дальнейшим планом действий по коррекции имеющихся нарушений.

Терапия нарушений сенсорной интеграции

 

Для каждого пациента подбираются упражнения, которые помогут ему лучше воспринимать информацию.  Они проводятся в игровой форме. Знакомые каждому ребенку качалки и сухие бассейны помогают в выполнении упражнений. Например, малышу предлагают найти в бассейне какие-то предметы или переложить игрушку из одной коробки в другую, раскачиваясь при этом в гамаке.

Упражнения в сенсорной интеграции помогают ребенку научиться адекватно реагировать на свои ощущения, научиться контролировать собственные эмоции и поведение.

Итогом проводимой терапии станет гармоничное развитие малыша. Он будет быстрее и легче справляться с имеющимися трудностями в восприятии окружающего мира.

Осенью этого года, в КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка» (г.Арсеньев, Приморского края), в Службе ранней помощи открылась комната по сенсорной интеграции, установлено специализированное оборудование. Педагог Службы прошел обучение по терапии нарушений сенсорной интеграции и уже начал терапевтические занятия с детьми, посещающими Службу ранней помощи.