Ресурсный центр по оказанию ранней помощи и разработке и реализации программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
Ответ учитель-дефектолог:
Здравствуйте. Мы рекомендуем начинать с обучения ребенка подражанию. Некоторые дети начинают подражать окружающим сами, но при РДА это происходит весьма медленно или же они нуждаются в особом толчке.
Подражание - это особый вид поочередного совершения действий.
Если ваш ребенок еще не научился вам подражать
Научите его концентрировать свое внимание на вашем лице и голосе.
Работу начинать нужно с действий и звуков, которые малыш уже умеет производить.
Если он умеет играть в игры с соблюдением очередности сначала мама, затем - он
На данном этапе малыш должен научиться подражать не только тем звукам, которые он сам произносит, но и произносить новые звуки, копируя других.
Научите ребенка внимательно наблюдать за действиями других лиц
Сядьте за стол перед ребенком, положите 4 куска пластичного теста так, чтобы они были видны ребенку. Затем дайте ему 1 кусок, в то время как он сам возьмет второй. Обращайте внимание на то, чтобы он наблюдал за вами, и раскатайте на столе свой кусок теста так. чтобы оно приобрело форму змеи. Во время катающих движений скажите: "Посмотри сюда и сделай так же". Слегка помогите. Если он не пытается подражать вам. или неправильно раскатывает тесто, направьте его руку соответствующим образом. Как только он будет правильно раскатывать тесто самостоятельно, похвалите его и положите обе «змеи»на другую сторону стола. Повторите этот процесс с двумя другими кусками, но на этот раз придавливайте тесто ладонью так. чтобы получился "блинчик". Если ребенок воспроизвел это так же. то положите "блинчик" в сторону и упражнение закончено. Многократно повторите это упражнение и. если ребенок становится более ловком, используйте больше кусков теста и варьируйте движения.
Научите производить серию действий с предметами
Бросить мяч, чтобы он подпрыгнул, повторять удары ложкой или палочкой по кастрюле или барабану, прокатить мяч по полу или от одного места в другое, раскатать тесто в определенную форму, помешать ложкой в кастрюле, подбросить мяч вверх.
Научите подражать ряду обычной игровой активности с куклами
Покажите ребенку игровые действия с куклой - уложите спать, накрыв полотенцем, поместив куклу в коробку, вытрите кукле нос. покормите ее ложечкой и дайте попить из чашки. Возьмите все предметы для игровых действий в 2х экземплярах, производите все действия постепенно одно за другим, оставляя время для повтора их ребенком.
Научите подражать движениям рук во время песни
Подражая разъединять и соединять руки, положить руки на бедра, голову и спину. Найдите простую мелодию, которую много раз повторяйте и пойте: "руки вместе, руки врозь; руки хлоп, хлоп, хлоп; руки вместе, руки врозь; руки вниз, вниз, вниз" Вначале сядьте перед ребенком так. чтобы ваши колени соприкасались. Спойте первую строку совсем медленно и, подчеркнуто: "Руки вместе, руки врозь", помогите ему правильно двигать руками, чтобы он осознал, что он должен делать то же самое. Как только он начнет правильно реагировать, вы начинаете петь песню в обычном темпе.
Научите подражать голосам животных
Возьмите игрушечного щенка, кошку, корову. Если ребенок старше 5лет. допускаются картинки животных. Положите их на стол перед ребенком и сядьте за стол. Произносите обычным голосом и сделайте при этом выразительные и четкие движения ртом. Возьмите руку ребенка и позвольте ему потрогать ваш рот. в то время, когда вы воспроизводите еще раз голос животного. Затем дайте ему животное и предложите ему сделать это самому. Похвалите его за каждую попытку и помогите ему правильно двигать ртом. Продолжайте воспроизводить голос животного, чтобы у него была модель, по которой он смог бы ориентироваться. Затем постепенно добавьте овцу, петуха, курицу, утку; Можно имитировать звук машины, барабана, дудочки и т. д.
РИСОВАНИЕ - развитие восприятия и тонкой моторики.
В данном упражнении ребенку необходимо самостоятельно рассмотреть рисунок, заметить что отсутствует, и закончить его. Маме нужно приготовить несколько простых рисунков различных предметов, которые ребенок хорошо знает, но в каждом опускайте какую -то важную деталь. Дайте ребенку листок и карандаш. Возьмите его указательный палец и помогите ему провести им по контурным линиям рисунков. Следите, чтобы ребенок смотрел, в то время как вы водите его пальцем. Когда вы подойдете к части, которая отсутствует. скажите: "0, здесь чего-то не хватает!". Помогите ребенку дорисовать карандашом недостающую часть. Сразу же похвалите его и возьмите другой листок. ПОВТОРИТЕ ЭТОТ ПРОЦЕСС МНОГО РАЗ! Если он ознакомлен с заданием, то проверьте, найдет ли он недостающую часть, не проводя пальцем по контурным линиям рисунка.
Самостоятельное рисование.
Рисовать простые формы, посредством соединения точек.
Подготовьте несколько листов, обозначая на них простые формы и образцы точками. Начало отметьте другим цветом и нарисуйте маленькие стрелочки, чтобы указать направление. Помогите ребенку соединить точки, чтобы усовершенствовать фигуры. Снижайте свою помощь, если он начинает сам следовать за стрелками. Когда он станет увереннее, сделайте точки и стрелки тоньше и увеличьте расстояние между точками.
Для закрепления тонкой моторики давайте ребенку ежедневные упражнения на установление кнопок в указанное место. В начале научите его удерживать кнопку за широкую головку и осторожно втыкать на доску. Закрепляйте упражнение до тех пор, пока он не сможет закреплять кнопки без вашей помощи, а затем наклейте на доску 12 цветных точек так. чтобы они образовали очертания хорошо знакомого предмета, например, дома или цветка. Разложите кнопки на столе. Покажите на одну из них и на точку, скажите: «Сюда!», если требуется помощь - помогите с постепенным уходом от помощи. Для упражнения потребуется 12 кнопок с короткими кончиками.
Ребенку 4-5 лет при отработке упражнений по координации глаз и рук в обязательном порядке нужно давать писать цифры и буквы. Работу начать с написания цифр, путем соединения пунктирных линий. Напишите цифры высотой 12 см. Следите, чтобы точки были хорошо видны и сначала находились рядом друг с другом. Красным или зеленым фломастером обозначьте стартовую точку и нарисуйте маленькие стрелочки. Чтобы указать направление, положите перед ребенком такой листок и дайте ему карандаш. Подведите его руку, чтобы соединить точки. Каждый раз говорите: "Точка", когда его карандаш касается точки. Когда он закончит цифру, назовите его. Только не ждите от него, что он таким способом выучит числа, просто он должен привыкать к названиям цифр. Если он сможет соединить точки без вашей помощи, то давайте меньше точек и уменьшите их размер. Постепенно, проделав такую работу, попробуйте, чтобы он написал цифры без вспомогательных точек, используя, наконец, нарисованные цифры как образец. Сначала давайте ребенку только 1 -2 листа, постоянно усложняйте задание, если оно становится для него легким.
Помните, если вы не выполнив данные требования, попытаетесь приступить к рисованию или письму, ваша попытка усугубит состояние ребенка и возможно, надолго отбросит успехи в овладении школьным образованием. Полноценное моторное развитие во многом зависит от ранней и успешной подготовки ребенка помощью специально разработанных упражнений. У большинства детей с РДА моторное развитие резко отстает от нормы и от выполнения данного цикла упражнений зависит успешная интеграция ребенка в общество здоровых сверстников.
Ответ учителя-дефектолога:
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»,- гласит народная мудрость. Известно, что 80% информации об окружающем нас мире мы получаем через глаза. Наши глаза – удивительный дар природы. Но мы не всегда ценим и бережём его. В результате наступает резкое ухудшение зрения. Важно вовремя начать коррекционные мероприятия, а для этого любящим родителям необходимо замечать некоторые особенности в поведении своего ребёнка, связанные с нарушением зрения.
На возможную близорукость может указывать следующий набор поведенческих особенностей:
1.Ребёнок держит игрушки (особенно мелкие) и рассматривает картинки, поднося их очень близко к лицу.
2.Ребёнок, рисуя, рассматривая картинки или играя с конструктором, «водит носом» по столу.
3.На прогулке ребёнок с трудом узнаёт удалённые фигуры людей, детали объектов.
На возможную дальнозоркость могут указывать такие факторы:
1.Быстрая утомляемость при работе с мелкими предметами.
2.В возрасте 5-6 лет начинающий читать ребёнок при чтении отодвигает от себя тексты.
На возможный астигматизм указывают:
1.Неправильная поза ребёнка при работе за столом, сильный наклон головы.
2.Неправильное положение листа бумаги при рисовании ( слишком сильный наклон бумаги).
3.Сложности, возникающие у ребёнка при выполнении задания провести прямую линию, нарисовать квадрат или круг.
Профилактический контроль зрения рекомендуется проводить с раннего возраста. Сейчас разработаны различные методики по профилактике и лечению зрения. Взрослые могут и должны сделать всё возможное для нормального развития зрения ребёнка.
Большую роль в сохранении зрения играет правильный режим дня, полноценное питание, физические упражнения. Полезен для зрения свежий воздух. Прогулки, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, различные игры способствуют лучшему кровоснабжению глаз. Наиболее полноценный отдых – сон. На первое место следует поставить создание правильного освещения мест для работы и занятий. Лучшим видом освещения является дневное. Во время чтения, письма и других работ, связанных с напряжением зрения, необходимо включать искусственное освещение в дополнение к естественному ,если последнего не хватает. Свет должен падать непосредственно на рабочее место. Мощность лампы не менее 40-60 ватт.
Необходимо соблюдать и гигиену зрения. Ни в коем случае нельзя читать лёжа и во время еды. С гигиенической точки зрения рекомендуется чтение за столом. Книга при этом должна лежать не на горизонтальной поверхности стола, а под углом к нему в 25-45 градусов. Сиденье должно быть удобным и обязательно со спинкой. Расстояние от глаз до книги 30-35 см.
Как следует смотреть телевизор? Частые и длительные просмотры телевизионных передач вызывают дополнительное утомление зрения, особенно, если смотреть их в темноте. Поэтому во время просмотра телепередач необходимо обязательно осветить комнату. И ещё одно непременное условие – не смотреть телевизор, ближе чем на 3 метра от экрана. Детям младшего возраста следует смотреть только дневные передачи и не более 2-3 раз в неделю. За компьютером школьник может проводить не больше 15-20 минут в день. Если работу за это время не выполнить, её надо разбить на части и через каждые 15-20 минут делать для глаз перерыв.
Почаще давайте глазам отдых. Если у ребёнка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже слабая близорукость – через каждые 30. Необходимо проводить гимнастику для глаз. Для гимнастики нужно сделать на уровне глаз фломастером метку диаметром 3 мм. на оконном стекле. Отойти от окна на 30 см. и смотреть 5 сек. на метку, 5 сек. вдаль на вид за окном. И так 3-5 минут. Кому прописаны очки, тот делает эту гимнастику в очках. Это тренировка для глазной мышцы.
Рекомендуем выполнять зрительные упражнения в игровой форме.
Игра «Часики» : ребёнок выполняет движения глазами влево, вправо , не поворачивая головы ( тик-так).
Игра «Мячик» : ребёнок выполняет движение глазами вверх-вниз, не поворачивая головы ( прыг-скок).
Игра «Матрёшки» Ребёнок быстро моргает глазами в течение нескольких секунд , затем крепко зажмуривает глаза на несколько секунд и широко открывает.
Игра с лазерным фонариком « Поймай зайчика»
Включается фонарик и запускается солнечный зайчик на прогулку. Ребёнок, поймав зайчика, сопровождает его взглядом, не поворачивая головы. Игра продолжается 45 секунд.
Многие родители считают, что для развития ребенка нужен специально обученный педагог или какое-нибудь детское учреждение - школа, садик или детский клуб. Конечно, грамотно оборудованная среда и специальные знания о развитии малыша будут совсем не лишними, однако не стоит недооценивать собственные силы и возможности домашней обстановки. Милые мамочки и папочки, вы и есть самые первые, самые важные учителя и воспитатели в жизни ваших деток. Вам только необходимо внимательно осмотреться вокруг себя, подключить свою фантазию, вспомнить собственное детство и понять, что совсем не обязательно мчаться в магазин покупать новую игрушку, чтобы на какое-то время отвлечь ребенка и успеть сделать свои домашние дела.
Игры на кухне
Кухня — замечательное место для обучения ребенка. Здесь предложены игры, которые познакомят с различными физическими свойствами веществ, потренируют память и внимание, научат элементарному счету, разовьют мелкую моторику рук ребенка. И главное: все это можно совмещать с приготовлением обеда!
Возраст: 3-5 лет.
Количество игроков: 1-3.
Игра особенно хороша для маленьких детей. Пусть ваши дети соберут побольше мелких игрушек. Теперь налейте воду в большую миску или таз (для этой цели подойдет любая емкость).
Дайте малышу половник и положите все игрушки в воду. Затем попросите его выловить какой-то определенный предмет, например маленького крокодила или желтый кубик.
Если ребенок выловил не ту игрушку, пусть бросит ее обратно в воду.
Возраст: 3-5 лет.
Количество игроков: 1-3.
Подберите несколько крышек от банок и бутылок, пусть ребенок расположит их «по росту». После того как он сделает это, перемешайте крышки, а он должен повторить все, но уже с закрытыми глазами.
Другой вариант игры: ребенок ставит каждую крышку в соответствующую клеточку на листе бумаги (расчертите лист сами — клетки должны подходить и для самых больших крышек). Крышки соответствуют определенному порядку: от самых маленьких до самых больших. Желательно, чтобы они были цветные.
Когда все клеточки будут заняты, пусть ребенок закроет глаза, а вы спрячьте кусочек бумажки под одну из крышек и посмотрите, как быстро малыш найдет этот «сюрприз».
Возраст: 4-6 лет.
Количество игроков: 1.
Выполните с ребенком следующий опыт. Приготовьте два стакана с водой, два яйца, четыре ложки поваренной соли. Один стакан наполните водой и опустите туда яйцо. Оно утонет. В другой стакан на половину налейте воды, положите туда четыре ложки соли и размешайте ее до растворения. Попросите ребенка опустить яйцо в этот стакан — яйцо будет плавать на поверхности.
Возраст: 4-7лет.
Количество игроков: 1-3.
Напишите фломастером номера на крышках от трехлитровых банок. Можете пометить крышки попарно: две крышки будут иметь один номер. Наполните миску или противень с высокими бортами водой и положите крышки в воду номерами вниз.
Пусть малыш переворачивает их, пытаясь найти две крышки с одинаковыми номерами, или пробует переворачивать их согласно порядку номеров. Если один из номеров выпадает из последовательности, то все крышки переворачиваются опять, и в игру вступает следующий из участников.
Возраст: 4-6 лет.
Количество игроков: 1.
Поставьте на стол бутылку с узким горлышком. Дайте ребенку воронку и кружку с водой. Он с удовольствием будет переливать воду из кружки в бутылку. Если в доме есть несколько воронок с разной шириной носика, предложите ребенку самому подобрать подходящую.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
Как научить ребенка устному счету? Смастерите ему счеты из макарон!
Для рамочки возьмите коробку из-под обуви. Проделайте по четыре отверстия с двух сторон. Проденьте в одну из них веревку и завяжите на ней узелок, чтобы она не могла выскочить из отверстия. Теперь наденьте на веревку десять рожков и закрепите ее в противоположном отверстии. Проделайте то же с другими веревками.
Рожки на самой верхней веревке означают единицы, на второй — десятки, на третьей — сотни и, наконец, на четвертой — тысячи. Объясните ребенку, что каждый рожок представляет одну единицу, сотню, десяток — в зависимости от веревки. Например, два рожка на второй веревке означают «20», три на третьей — «300». Так ребенок будет учиться счету.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
Цель игры — найти все цифры, которые можно увидеть на кухне. Здесь нет ограничений. Конечно, в первую очередь, будут замечены цифры на часах и на емкостях для измерения веса и объема продуктов. Сложнее вспомнить, что цифры есть и на упаковке с сухим завтраком. Можно поискать самое большое число на вашей кухне.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
Выберите любой предмет на кухне, кратко охарактеризуйте его и предложите ребенку отгадать, что вы задумали. Для младших подберите вещи попроще. Например, вы загадали стол. Опишите его так: «Я думаю о чем-то плоском и широком, ты встречаешься с этим предметом за завтраком, обедом и ужином». Если ребенок предпочитает загадки на смекалку, то опишите стол по-другому: «У этого предмета четыре ноги, но ходить он не умеет».
Далее ребенок сам загадывает что-нибудь, и тут уже вы пробуете «опознать» предмет по нескольким скудным описаниям. Можно описывать не только внешний вид предмета, но и его функцию. Например: «Эта вещь очень пригодилась бы нам на необитаемом острове. Она бы привлекла внимание проплывающих пароходов». Что же это? Ответ: чайник со свистком!
Возраст: 4_7 лет.
Количество игроков: 1-3.
На этот раз вам понадобятся не только крышки, но и банки разных размеров. Расставьте банки на столе, положите крышки рядом и попросите ребенка как можно быстрее подобрать крышку к каждой банке. Для этого установите определенное время и поставьте будильник. Если вы в данный момент свободны, то следите за временем сами.
Если в игре участвуют несколько детей, они могут соревноваться на скорость. Наконец, то же самое можно проделать с завязанными глазами.
После такой тренировки ваши дети сумеют закрывать любые банки и бутылки.
Возраст: 4-7лет.
Количество игроков: 1-3.
Это задание выполняется с завязанными глазами. Нужно определить овощ или фрукт по запаху.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
Нарежьте овощи и фрукты небольшими кусочками (яблоко, груша, слива, апельсин, киви, огурец, морковь, капуста, редис, репа). Положите их в тарелку. Предложите ребенку закрыть глаза и дайте ему разжевать дольку овоща или фрукта. Пусть ответит, какой был вкус (кислый, сладкий, горький, соленый), и назовет овощ или фрукт, который он съел.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-4.
Подберите всевозможные емкости разных форм и размеров. Более старшим детям можно доверить чашки и банки. Малыши смогут поиграть с пустыми упаковками из-под сметаны и йогурта (только оторвите фольгу, чтобы они не порезались).
В ходе соревнований надо выяснить, у какой емкости самый большой объем, т. е. в какую емкость воды входит больше, чем в другие. Дети сначала угадывают, а потом проверяют себя, наливая воду в «участников Олимпиады». Здесь потребуется емкость со шкалой для измерения объемов. Соревнования лучше проводить в раковине. Пусть дети попробуют не только назвать чемпиона, но и расставить емкости по убыванию объема, а затем проверить, правы они или нет.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: от 1 до 2.
Дайте ребенку солонку, перечницу и одну фасолину. По правилам игры вы ни в коем случае не должны смотреть, что делает ребенок. Он зарывает фасолину в соль или в перец, потом говорит: «Готово!» — а вы угадываете, где спрятана фасолина.
Можно прятать любые небольшие предметы в левом и правом кулаке и поочередно угадывать, в каком именно.
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
Спрячьте какую-нибудь вещь на кухне и попросите ребенка ее найти. Для четырехлетнего малыша наклейте стрелки-указатели, для ребенка постарше можно использовать карту с условными обозначениями.
Возраст: 4-8 лет.
Количество игроков: 1.
Соберите небольшое количество мелких предметов: игрушки, крышки, пузырьки, бутылки, поставьте их в ряд в картонной коробке и закройте ее чем-нибудь (ребенок не должен видеть, как вы подбираете предметы). Откройте коробку на несколько секунд, потом закройте и спросите ребенка, может ли он перечислить все предметы, находящиеся в коробке.
Чтобы усложнить задание, спросите, в каком порядке стоят предметы. Попробуйте сыграть в игру несколько раз, увеличивайте или уменьшайте количество предметов, время, когда ребенок смотрит на них. Пусть и он сам тоже проверит вашу память.
Можно набрать предметы в двух экземплярах. Пусть ребенок посмотрит на те, которые стоят в коробке (достаточно будет одного мгновения), и сам поставит второй комплект в том же порядке.
И наконец, когда вы уже вволю наигрались, попытайтесь вспомнить настоящее место того или иного предмета.
Игрушек у ребенка должно быть и не много, и не мало, а достаточно. При этом отметим, что при подходящей родительской стратегии, игрушками становятся и палочки, найденные на улице, и настоящие кастрюли, и папины старые носки.
Отдельных игрушек для развития именно речи не так много, так или иначе, все игрушки преследуют и другие развивающие цели, однако мы приведем здесь необходимый перечень игрового материала с указанием, каким образом он воздействует на речевое развитие.
Общие правила выбора и использования
игрушек для развития речи:
Примерный перечень необходимых игрушек
упражнения на движения языка перед зеркалом, их лучше оставить для более поздних этапов.
Набор разнофактурных мячиков: резиновых, связанных, пластиковых, звучащих по-разному, сделанных из ротанга, суджок, из искусственной зелени, разные клубки ниток.
песочный стол для рисования.
мамина сумка», в которой лежат мамины: часы, помада, тени и др. предметы с простыми названиями. Или же корзина с разными предметами, собранными по дому: резиновыми, стеклянными, деревянными и т.п.
15. Игры типа «мемори», которые позволяют закрепить названия нужных слов.
Особенность формирования навыка правильного чтения связано с процессами фонематического слуха, звукопроизношения с развитием поля чтения. Правильность чтения служит средством для сознательного чтения текста.
Формируя навыки чтения детей с нарушением интеллекта необходимо обращать внимание на то, как они читают вслух или про себя.
Чтение вслух – это чтение для других. Как свидетельствуют исследования З.Н. Смирновой оно является важным условием для осознания и понимания ребенком с нарушением интеллекта смысла и содержания текста.
Чтение про себя также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Чтение молча обеспечивает развитие любви к книгам.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у детей навыков правильного чтения является речевая гимнастика. Для правильности чтения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. Речевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут. В зависимости от целевой направленности и характера упражнения.
Речевая гимнастика включает:
Для формирования навыка правильного чтения можно использовать следующий ряд упражнений:
1 группа: упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.
На ленте 5-6 букв из читаемого текста. За определенное время ребенок должны прочитать слова, запомнить их. Затем одно слово взрослый убирает. Спрашивает: Что изменилось? Какое слово исчезло?
а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока;
1 группа – «Домашние животные»
2 группа – «Птицы»
б) заяц, горох, ежик, медведь, капуста, волк, огурец.
1 группа – «Животные»
2 группа – «Овощи»
2 группа: упражнения со словами.
Пе-ре-ло-жи-ла - переложила
По-про-щал-ся - попрощался
По-гля-ды-вал – поглядывал
Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.
Упражнения для развития навыка осознанного чтения
1 группа: логические упражнения.
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза.
Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
а у р о ы
ма ра ла ны та
ку на ды ти ло
2 группа: игры со словами.
Например, смородинка (родина, сок, доска и т.д.).
Гусь – пищит
Утка – кудахчет
Курица – гогочет
Петух – крякает
Цыпленок – кукарекает
У цыпленка – утка У утенка – гусыня, гусак У гусенка – курица, петух
у, х, л, к, п, е, с, о
5.Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.
И РА
Г РЯ
М ША
6.Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.
З_М_К
М Р З
ключ – родник,
воин – солдат- боец,
зябнуть – стынуть- мерзнуть,
забор – изгородь- плетень,
стеречь – охранять-караулить- сторожить,
храбрый – смелый- отважный- мужественный
кленовые листья – листья клёна
городские улицы - …
сосновый запах - …
сделан из камня – каменный
сделан из бумаги - …
сделан из соломы - …
3 группа: работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.
В школе.
Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
Забота о птицах.
Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу ...
Развитие ребенка с РДА в целом искажено, и для его выправления необходима специальная организация всей жизни, должны быть продуманы все мелочи бытовых ритуалов. Особенно важны постоянная эмоциональная поддержка близких и их стремление двигаться вперед вместе с ребенком. Коррекция такого ребенка — это даже не лечебное развивающее обучение, не работа с отдельными психическими сферами, проблемами, функциями (восприятием, моторикой, мышлением или речью), а лечебное воспитание: постепенное осмысление вместе с ребенком каждодневной жизни, побуждение его к более активному взаимодействию, помощь в освоении им тех форм жизни, в которых эта активность может быть реализована.
Правило № 1
Соблюдайте режим дня ребенка. Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.
Правило №2
Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях.
Правило № 3
Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами, схемами и т.д.
Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения, пооперационных карт.
Правило № 4
Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т.д.). Организуйте совместное с ребенком прослушивание пластинок, магнитофонной записи, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т.д.
Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения ребенка, учит его взаимодействовать со взрослыми.
Примерное содержание работы родителей с детьми дома
а) правильного звукопроизношения;
б) фонематического восприятия;
в) грамматического строя речи;
г) речевого общения и связной речи.
а) чтение художественных произведений из знакомых (новых) детям журналов;
б) познавательный рассказ взрослого, носящий элементы новизны;
в) наблюдения в природе во время совместных прогулок (наблюдения из окна);
г) выполнение совместных поделок из природного, бросового материалов с использованием беседы в процессе деятельности, беседа о проделанной работе;
д) поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, на выставку, в музей - разговор об увиденном.
а) игры детей с любимыми игрушками, предметами;
б) рассказы членам семьи из личного опыта;
в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изобразительная
деятельность, создание поделок из природного материала и т.д.).
Существуют специальные методики формирования речи через обучение глобальному чтению, либо через введение альтернативных систем. Однако, прежде чем использовать альтернативные средства (например, карточки) следует попробовать все способы актуализации звучащей речи, то же касается вопроса замены устной речи на письменную.
Список готовится совместно с ребенком путем подготовки таблицы, где левая колонка — фотография/вырезка из газеты или рекламного каталога с изображением того, что нужно купить, а правая — пустая клеточка для галочки. Помогите ребенку совершить покупку самостоятельно: найти в магазине необходимое, положить в тележку, расплатиться на кассе.
Вместе с ребенком посещать детские библиотеки, музеи, зоопарк и пр. В один день посещать не более одного заведения с целью предотвращены перегрузки ребенка.
Рисовать можно: самодельными красками, изготовленными из муки, воды и пищевых красителей; пластилинов; овощами и фруктами, испачканными в краске; пальцем или палочкой корицы на разных но запаху и цвету скрабах для тела; йогуртом или водой, смешанными со специями разных цветов (паприкой, петрушкой, черным кунжутом, карри, корицей) на бумаге или металлических крышках; рисовать на песке или манке; рисовать овощными или фруктовыми пюре, свежими ягодами; специальными фломастерами на стене в ванной или окне в детской комнате.
А главное проводить столько времени вместе с ребенком и таким образом его организовывать, чтобы всем участникам процесса это приносило удовольствие. Удачи вам и высокого уровня языковой способности вашим детям!
Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)