Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Высшая награда, которая может быть для родителя, — это стать «не нужным» своему ребенку. Однако чаще всего взрослые считают, что должны найти такой способ коммуникации с ребенком, чтобы быть нужными, значимыми, чтобы дети в них нуждались. И тогда вместо взрослого, самостоятельного, открытого, смелого, дерзкого ребенка мы получаем зависимого, слабого и пугливого. В последствии это не приносит радости ни взрослому, ни ребенку

Дисциплина и режим для детей — это не причуды, не дрессировка и не прихоть. Без установленных правил невозможно построить гармоничные отношения с другими людьми, быть ответственным, успешным, полноценным, как в умственном, так и в психоэмоциональном развитии, человеком.

Дисциплина и режим – это способность человека выбирать определенную организацию своей жизни, понимая, что эта организация является идеальной моделью для воплощения своего потенциала.

Режим дня — это отражение будущего. День — это жизнь человека в миниатюре. От того, как люди проживают свой день, становится понятным, что с ними будет спустя какое-то время.

Режим дня, на самом деле, очень простая привычка, которая должна быть привита с детства, как необходимое условие собственного счастья, успевания. Если люди успевают, к ним приходит успех. Режим – продуманный график дня. Прелесть его в том, что учитывается и отдых, и нагрузка. Если режим отсутствует у родителя, если у ребенка нет графика проживания дня, то с большой вероятностью, он будет скатываться в крайности (в игры, чрезмерные прогулки, расшатанное эмоциональное состояние, просмотр мультфильмов, или наоборот, молчание, уход в себя). Режим дня, как сбалансированное питание. Сначала планируется, а потом, согласно полноценному планированию, проживается жизнь.

С какого возраста? С момента зачатия. Режим малыша напрямую связан с режимом мамы. Часто говорят: «Мой ребенок перепутал день с ночью» и т.д. Приложив некоторые волевые усилия и дав ребенку понять: «Вот такой у нас, мой маленький, режим», дети достаточно быстро принимают ситуацию, видя, что мама настойчиво держит свою линию. Безусловно, нужно быть внимательными к индивидуальным особенностям детей, но всё же, картина, когда молодая овечка, не зная куда идти, ведет за собой всё стадо, согласитесь, выглядит странно. Именно поэтому мама должна стать образцом дисциплины и режима.

С чего всё начинается? Мама и папа начинают следить за своим сном и за временем приёма пищи. Если родители засыпают и просыпаются в одно время, если прием пищи происходит в правильное время, то самочувствие и внешний вид будут чудесными. И то, как выглядит мама и папа — это всегда рабочий живой кейс для ребенка о том, насколько работает режим и самодисциплина у матери и отца.

Прежде чем придумывать для ребенка режим дня, необходимо понаблюдать, какое количество времени у ребенка занимают те, или иные вещи.

Режим всегда связан с временными промежутками и это означает, что, то время, которое запланировано ребенку для какой-то процедуры, реально должно ему подходить и соответствовать его способностям.

Важный момент в режиме отдыха: чем меньше дети, тем больше в их режиме должно быть отдыха! Поправка: отдых это не просто игра или бесилово, бессмысленное времяпровождение. Отдых — это способность восстановить нервные клетки для того, чтобы обучение находилось на достаточно высоком уровне, плюс дать возможность ребенку играть (ведущая деятельность).

Важно!  Если начать менять местами игру и учебу, то у ребёнка не просто воруется детство, в этот момент воруется у него взрослость, потому что он телесно вырастает, а в душе остается ребенком, который не доиграл. Отсюда инфантильные взрослые, которые ничего не хотят делать, находятся в постоянной депрессии, печали и унынии.

Для того, чтобы ввести для ребенка режим дня, необходимо объяснить ему правила этого процесса, и, безусловно, согласовать режим с ним. Нельзя встраивать ребенка в режим дня, если он не дал на это согласие. В данном контексте, важно время, которое он проводит с телефоном – не более 2 часов в день.

Важную роль в режиме и дисциплине является мотивация. Спасательным кругом может стать трекер привычек (бланк можно распечатать с интернета). Сначала нужно внимательно пронаблюдать за ребёнком, и записать все те действия, которые он должен выполнить до завтрака. Например: почистить зубы, заправить постель, надеть майку и шорты, расчесаться и все, что ребенок должен сделать до сна. Обязательно учитывать время, которое ребенок тратит на выполнение каждой процедуры. Например: сколько у него уходит времени на то, чтобы одеться? Трекер привычек помогает упорядочивать жизнь. Вечером, как повод, можно обсудить успехи.

Лучший способ обучения детей – личный пример. Если взрослые ложатся в разное время, встают в разное время, вечно куда-то спешат, потому что не планируют заранее, ребенку будет очень сложно придерживаться хоть каких правил. Очень дисциплинируют сады, школы, лагеря, там, где есть режимные моменты.  Это то, что происходит каждый день в одно и то же время. Идеально — это подъем, прием пищи, интеллектуальная и физическая нагрузка.

Факторы, влияющие на формирование саморегуляции у детей:

  1. Режим дня убирает раздражительность и возбудимость, именно поэтому гиперактивным детям нужно помогать привиться к режиму, помогать прививать культуру монотонности, предопределенности, понятности, структурности, если взрослый понимает, что режим держит ребенка в тонусе, безопасности и, соответственно, повышает его работоспособность. Учебная мотивация падает, когда начинается хаос, беспорядок, и это еще больше усложняет и так с возрастом сложную ситуацию с учебной мотивацией (5, 8 класс – спады учебной мотивации). Это процесс, который проживает каждый ребенок в своем становлении, как ученик.
  2. Важность рабочего места: ребенок должен знать, где его стул, стол, рюкзак, кровать, где он может спокойно сидеть, где он может разбрасывать вещи, где он не может разбрасывать вещи.
  3. Свой рюкзак. Ребенок должен всегда ходить со своей сумкой, со своим местом. У него там важные для него сокровища (платочек, игрушка, конфеты, чтобы угостить). Когда родители обеспечивают для ребенка пространство в виде рюкзака, ребенок привыкает к мысли, что есть вещи, за которыми нужно следить. Ощущение, что есть мой рюкзак, моя сумка, мой чемодан, там лежат мои вещи – это очень важный фактор во взрослении наших детей.

И нужно понимать, что не надо носить рюкзаки за детьми. Это формирует ответственность, обязательства и очень важно дать возможность ребенку в этом процессе вырасти.

  1. Чистота детской комнаты. Никогда ребенку не будет нужна чистота в детской комнате. Когда родители поймут, что чистота в детской комнате нужна только родителям — это важный момент в духовном развитии, просветление. Девиз уборки в детской комнате звучит так: «Убирает тот, кому надо», «Мама, тебе надо, ты и убирай».

Потом, в какой-то момент родитель скажет себе, что это комната ребенка, не стоит трогать его вещи, лучше пойти в свою, навести порядок, если хочется.

И вот это внутреннее разрешение родителей своим детям жить, как они хотят, важный момент доверия. Да, иногда придется доставать из-под матраца фантики, сухари, и этот список может удивить, НО никакая из этих находок не может остановить родителя дать возможность, доверяя ребенку, формировать своё собственное пространство, потому что, когда ребенок раскладывает вещи в своей комнате так, как он хочет, это, по сути, является отражением того, насколько он взрослый внутри. По тому, что находится в детской комнате, можно понять, что у ребенка внутри, в его сознании. Когда вы заходите к любому человеку в гости, то, как вам отражается его пространство, по сути, является показанием того, какой уровень сознания у этого человека, насколько он развит.

  1. Важным моментом в развитии саморегуляции является шкафчик с вещами.

Родители любят забираться в шкафчик и наводить в нём чистоту, пока нет ребенка; развешивают вещи, раскладывают по стопочкам, чтобы не мялись и думают, что ребенок, зайдя в свою комнату, увидев этот порядок, захочет, чтобы так было всегда. Это утопия! Все, что для родителя порядок, для ребенка – шок и ужас, кошмар!  Первое, что он подумает, когда увидит, что в его вещах копались, это конец свободы. То есть, кто-то пришел в моё личное пространство, и без моего разрешения сделал так, как ему хорошо, хотя он даже здесь не живет.

И это создает причину, по которой в жизни взрослого приходят какие-то люди и делают в его жизни то, что они хотят. Потому, что как родители обращаюсь со своим ребенком, всегда имеет отражение во взрослом возрасте.

В какой-то момент взросления родители должны начать стучаться в комнату своих детей. Дети всегда стучатся в комнату родителей!!! Это очень важная вещь.

  1. Личная гигиена.

Алгоритм формирования режима и усердия у детей с особыми потребностями отличается от алгоритма детей с нормой.

  1. Скоростью выполнения задания.

Важно. Родителю особенного ребенка, не надо ускорять, не надо его торопить. Если процесс формирования у ребенка какого-то качества (например, хочется, чтобы он был дисциплинированным) происходит у родителя с безэмоциональным, недовольным, злым лицом, то ребенок ничего не слышит!  Дети не слышат ничего из того, что говорит родитель, если это не говорится из сердца в сердце. А так можно разговаривать только находившись в тишине, во внутреннем балансе и когда нет состояния внутренней спешки.

Ответы родителей на вопросы: «Как часто вы находитесь в состоянии внутреннего баланса? В состоянии отсутствия внутренней спешки?» Это и будут ответы на вопрос «Как часто вы разговариваете на языке, который понимает ваш ребенок». Потому что, когда взрослый говорит с закрытым сердцем, это все-равно, что разговаривать с китайцем, не зная китайского языка. Он будет говорить действительно важные вещи, но ничего не будет понятно. Так звучит речь родителя для ребенка, который кричит, недоволен, злой, расстроен. С детьми нужно разговаривать о них самих, что их увлекает, в чем они чувствуют себя счастливыми, иначе они не поймут, в чем их предназначение.

  1. Любой режим дня начинается всегда с просыпания.

Важно, чтобы, просыпаясь, дети кого-то обнимали, говорили доброе утро и говорили о том, что проснулись.

После этого начинается церемония зарядки. Важно, на 1-х этапах делать зарядку вместе. Потом он будет делать это самостоятельно.

Родитель может сказать: «У тебя есть 3 минуты, делай зарядку, потом приходи я приготовлю завтрак». Зарядка для особенного ребенка будет составлена специалистами ЛФК, логопедами, дефектологами.

Важно понимать, что зарядка с утра для особенного ребенка — это настрой работы над собой. Очень многим взрослым такой зарядки не хватает. Они предпочитают встать, выпить кофе, полежать, в окно посмотреть, хотя уже 12 часов, а потом появляются мысли: не успеваю ничего, жизнь проходит!

Физическая нагрузка с утра — это, буквально, «заряживание» себя на рабочий настрой на день.

  1. Умывание и гигиена. Ребенок должен знать, какой пастой и как нужно чистить зубы. Очень важно, чтобы дети это делали хотя бы 1 раз в день. Нужно проверять!
  2. Завтрак. Очень важно есть вместе. Не позавтракал, пропускаешь до обеда. Вместе есть очень важно, потому что все семьи чувствуют в этом силу рода.
  3. Домашние дела и обучение. Важно знать, сколько времени обучается ребенок, какие перерывы, через сколько.
  4. Обед
  5. Игры
  6. Полдник
  7. Выполнение домашних заданий. Выполнять домашние задания нужно в тот момент, когда ребенок настроен на это. Каждый раз, нужно приглашать ребенка выполнять домашние задания в одно и то же время. Это то, что помогает детям сосредоточиться и получить результат.
  8. Ужин. Время для семьи (разговоры, совместные просмотры, подготовка ко сну).
  9. За 1 час до сна не должно быть никаких гаджетов и телефонов. Он может читать, играть, 10-20 минут посмотреть мультики. Но в идеале, за 1 час до сна никаких процессов, активизирующих психику, быть не должно. Перекармливать ребёнка тоже не нужно на ночь. Это нарушает сон, мотивацию на пути в школу, подавляет жизненную энергию.

 

В заключение хотелось бы добавить: для того, чтобы сэкономить деньги на лекарства и получить эстетическое удовольствие нужно гулять!

Есть наблюдение, что есть такие дети, которые особенно любят гулять. И они обычно приходят к таким взрослым, которые забыли, как это делать. Они приходят к взрослым, которые просто не могут позволить себе сидеть на площадке, мотылять ногами, качаясь на качелях, смотреть в окно. А такие вещи крайне необходимы для родителей, для их ровного, спокойного, размеренного пребывания в пространстве собственных детей.

Инна Анатольевна Высоцкая, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)