Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
Игра, являясь ведущим видом деятельности, формирует у ребенка навыки взаимодействия со сверстниками

 

Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других людей, т.е. развивается способность к сопереживанию, и начинают формироваться коллективистические качества. Наряду с этим, удовлетворяется потребность в признании и осуществлении самопознания, рефлексии.

 

Как правило, игра состоит из представления о сюжете игры, самого действия и взаимодействия (общения). Часто трудности возникают именно при общении детей в игре: они не умеют объединяться в группы, затрудняются в распределении ролей, не считаются с предпочтениями товарищей по игре и не доводят поставленную игровую задачу до конца.

 

Т.е. именно игра-это школа социальных отношений, где моделируются формы поведения и формируются навыки саморегуляции детского поведения.

Понятно, что для детей с ограниченными возможностями здоровья, непосредственно само общение в игре, дается труднее, так как присутствуют сложности физического плана (языковые, слуховые, двигательные и пр.).

Можно выделить несколько основных видов сложности в общении для детей с ОВЗ:

-сложности с проблемами в развитии ребенка (задержка речи, психического развития и др.)

-сложности в условиях социального развития (педагогическая запущенность и др.)

-сложности в индивидуальном развитии ребенка (темперамент, резкая смена эмоционального состояния и пр.)

 

В игре, ребенку легче принять сверстников, так он видит и понимает, что они такие же, как и он. А объединение одной игровой задачей сближает, вынуждает и помогает совместно взаимодействовать.

 

Коммуникативная  игра-нацелена именно на совместное взаимодействие  и создание комфортного пространства  для общения (где детей учат видеть и понимать  особенности и желания каждого).

Именно узкая направленность коммуникативных игр делает их эффективным инструментом для развития общения: развивает способность относиться внимательно к друг другу, проявлять сочувствие, заботится, выстраивать комфортный климат в группе.

Коммуникативные игры

«Менялки»

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

 «Мост дружбы»

Инструктор просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая «Мост дружбы».

 «Комплимент»

Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».  Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

 «Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности.

«Ладонь»

Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.

«Мир без тебя»

Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова-комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты…»

«Узнай по голосу»

Дети становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за взрослым, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя – узнай!

Ведущий молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос, чтобы усложнить игру.

 «Сиамские близнецы»

 Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.»

«Садовники и цветы»

Дети делится на две подгруппы, и взрослый объясняет содержание игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой — они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливали добрыми словами, а другая — садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями».

 «Пылесос и пылинки»

Под музыку дети – пылинки исполняют импровизированный танец (кружатся и др.) С окончанием музыки присаживаются на ковер. Под 2 часть музыки «выезжает» ребенок – пылесос. Он дотрагивается до «пылинки», и она к нему присоединяется, так он обходит всех детей, пока не соберет все пылинки.

 

Ценность коммуникативной игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. При использовании этих игр в работе с детьми с ОВЗ, формируются коммуникативные способности и качества ребенка: умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)