Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Если бы спросили меня: - «Кто такой ребенок с расстройством аутистического спектра?». Я уверенно ответила бы: «Он такой же, как и другие дети, но специфика заболевания, вносит свои коррективы, которые мешают ему быть похожим на других»

Центральное место основных проблем у ребенка с детским аутизмом занимают эмоциональные нарушения. Чаще всего трудности регуляции эмоций у них возникают в период социализации (посещения детского садика, поступления в школу). Это приводит к нарушению поведения таких детей и соответственно к проблемам социальной адаптации. На любой запрет или даже беспричинно, как считают многие окружающие, они могут устраивать истерики, которые трудно остановить.

Одна из главных задач – помочь детям с трудностями такого характера социализироваться в обществе, научить общаться, взаимодействовать с другими людьми и стать полноправными гражданами своей страны.

Одним из эффективных приемов коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы у детей с РДА является логоритмика. Музыка – это самый доступный детскому восприятию вид искусства. А логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых движения разных частей тела (туловища, головы, рук, ног), сопровождаются музыкальными отрывками. Логоритмические игры и упражнения проводятся в комплексе с каким-либо ритмическим рисунком: под аккомпанемент или под счет, что вырабатывает у детей умение использовать нужный темп движений и речи. Например, поем гласные звуки и при этом хлопаем или топаем, чередуем обычными шлепками рука об руку.

Логоритмика – это:

  • пальчиковые игры,
  • речевые игры,
  • музыкально-двигательные игры,
  • коммуникативные игры,
  • упражнения для развития крупной и мелкой моторики,
  • ритмические игры музыкальными инструментами,
  • стихотворения с движениями.

Конечно, дети с РДА очень хаотичны в своих движениях, могут долгое время ходить по кругу или бегать. Начинайте в это время петь какую-нибудь гласную или то, что уже получается произносить (звуко-комплексы: иа, уи, или слоги: та-та, ба-ба). Если это девочка, дайте ей куклу и пропойте А-А и ребенок начнет повторять за вами. Если это не происходит сразу, не отчаивайтесь и повторяйте еще, и еще. Потом можно усложнить и припевать: «баю-баю», показывая ребенку, что вы укладываете куклу спать. Для мальчика можно взять любимую игрушку и сначала попробовать пропеть гласные вместе с ним, если ваш ребенок знает мелодию какой-то песни, пропойте ее гласными или слогами.

Таким образом, логоритмика является универсальным средством коррекции, она развивает одновременно: произвольное поведение, подражательность, темп, ритм, речевой аппарат (а именно органов, отвечающих за артикуляцию: языка, губ и нижней челюсти), речевое дыхание, голос, интонационную выразительность. Дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует не только быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Важные правила успешного занятия с детьми с РАС

  1. Выработать систему занятий: определить место, где будут проходить занятия с ребенком.
  2. Обозначить время и продолжительность занятий.
  3. Взять за правило каждый раз повторять одни и те же упражнения, чтобы выработать у ребенка необходимые навыки и результат не заставит долго ждать.
  4. Постепенно вносим в занятие что-то новое, усложняя его.
  5. Регулярно заниматься логоритмикой, только тогда можно увидеть положительную динамику в речевом развитии.
  6. Логоритмика – это не муштра и не принуждение. Поэтому заниматься нужно с радостью и спокойствием. Если что-то сразу не получается – ничего, наберитесь терпения и попробуйте пройти упражнение заново.
  7. Используйте яркую одежду, игрушки, красивые картинки, любимую музыку – словом всё, что привлекает ребенка!

Но нельзя забывать о том, чтобы ребенок с РДА на занятиях логоритмикой не перевозбудился. Для этого включайте для сопровождения спокойную музыку.

Для эффективного развития детей с таким заболеванием, как аутизм, предлагаем несколько упражнений:

  1. Дуть мыльные пузыри, мелкие предметы (перышки, салфетки, вату, пух);
  2. Играть на детских духовых инструментах (дудочка, губная гармошка);
  3. Петь гласные звуки под любимую песню;
  4. Выполнять упражнение (играем «тихо», «громко»);
  5. Подражать голосам разных животных.

 Ребенок с РДА находится в своем мире и ему очень трудно взаимодействовать со сверстниками. Для того, чтобы он научился общаться с другими, ему нужны не только занятия индивидуальные, но и в группе. Только опираясь на пример других детей, он научиться быть коммуникабельным, а это значит ему легче будет социализированным в обществе.

Елена Анатольевна Вологдина, музыкальный руководитель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)