Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

В настоящее время наблюдается снижение интереса к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Значительная часть данной категории ребят имеют проблемы в развитии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики, пространственных представлений. Поэтому новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют особые требования к педагогам, предлагая им творчески подойти к коррекционно-развивающему обучению, способствуя возникновению у детей с ОВЗ стойкой мотивации к познанию

Из опыта работы учителя-логопеды знают, как трудно поддерживать интерес у ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) к занятиям по коррекции звукопроизношения. При затягивании процесса автоматизации звуков, игры надоедают и перестают радовать малыша. Дети с удовольствием занимаются конструированием из цветных палочек Кюизенера – это позволяет разнообразить занятия и достигнуть эффективных результатов.

Джордж Кюизенер (1891 - 1976) – бельгийский учитель начальной школы разработал универсальный материал для развития у детей математических способностей. Счетные палочки Кюинезера представляют собой разноцветные, пластмассовые брусочки разной длинны от 1 до 10 см. Методика Кюинезера способствуют развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, восприятия и внимания, мышления и пространственного ориентирования, мелкой моторики и конструкторских способностей. Подбирая задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей особенного ребенка, палочки Кюинезера эффективны при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста. 

Варианты логопедических игр по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Игра «Дорожки»

Цель: автоматизация поставленного звука изолированно в слогах и словах.

Материал: речевой материал, цветные счетные палочки Кюинезера.

Ход работы:

Вариант 1. Логопед выкладывает прямую дорожку из палочек или дает задание ребенку её построить. Затем педагог предлагает малышу,

проговаривая звук Л, помочь Лунтику дойти до пчелки Майи. Герои игр могут меняться в зависимости от автоматизируемого звука.

Вариант 2. Логопед с ребенком выкладывают кривую дорожку из палочек, и предлагает малышу помочь Лунтику сходить в гости к пчелке Майе, проговаривая слог или слоги со звуком Л на каждом повороте.

Вариант 3. Логопед дает задание ребенку построить кривую дорожку из палочек. На каждом повороте педагог кладет игрушку или карточку с картинками на звук Л. Затем он предлагает малышу ситуацию: Лунтик идёт к пчелке Майе на день рождения. Он должен принести ей подарки. Ребенок по пути собирает игрушки или карточки с картинками на звук Л и четко проговаривает слова.

Игра «Заборчик 1»

Цель: автоматизация поставленного звука в слогах.

Материал: речевой материал, цветные счетные палочки Кюинезера.

Ход работы:

Вариант 1. Логопед выкладывает забор из палочек того или иного цвета и предлагает ребенку произнести слог СА столько раз, сколько выложено палочек. Затем педагог дает задание малышу построить свой заборчик другого цвета из определенного количества палочек (длиннее, короче, такой же, как у взрослого) и произнести слог СО столько раз, сколько выложено палочек и т.д.

Вариант 2. Логопед выкладывает забор из разноцветных палочек и предлагает ребенку произнести слоги по порядку в зависимости от цвета палочки.

Например: слог СА, если красная палочка, СО желтая, СУ – фиолетовая, СЫ – голубая, СЭ – розовая, СИ синяя.

 Игра «Заборчик 2»

Цель: дифференциация изолированных звуков С – Ш (З – Ж) и слогов СА – ША (ЗА –ЖА).

Материал: речевой материал, цветные счетные палочки Кюинезера

Ход работы:

Логопед обсуждает с ребенком: «Чем отличаются звуки С – Ш (З – Ж)?» («С» – язык внизу, воздушная струя холодная, губы в улыбке, «Ш» –    язык вверху, воздушная струя тёплая, губы рупором.) Педагог предлагает малышу построить забор из двух видов палочек, разных по длине. Затем договаривается с ребенком, что если палочка короткая он будет произносить слог СА, а если длинная - ША. Аналогично при дифференциации слогов со звуками З – Ж.

Игра «Выложи картинку 1»

Цель: автоматизация поставленного звука в слогах (словах, предложениях).

Материал: речевой материал, цветные счетные палочки Кюинезера и пособия для работы с палочками Кюинезера разного уровня сложности:

  • Волшебные дорожки(для самых малышей 2-3 лет).
  • Дом с колокольчиком для детей(для ребят 4-5 лет). 
  • Кростики(альбом со схемами для детей 5-8 лет).
  • На златом крыльцесидели (задания для подготовки детей к школе).
  • Кростики. Посудная лавка(для детей 4-8 лет).

Ход работы:

Логопед выдаёт картинку из пособия или предлагает ребенку выбрать её самостоятельно. Затем педагог проговаривает речевой материал на поставленный звук и предлагает ребенку повторить его. За каждый правильно произнесенный слог (слово, предложение) взрослый выдает ребенку палочку для картинки. В ходе работы малыш выкладывает дорожки для веселых персонажей, целые фигуры или сюжетные картинки. Педагог следит за соблюдением ребенком направлений выкладывания картинки: сверху вниз, слева направо.

Игра «Отремонтируй посуду»

Цель: дифференциация изолированных звуков Л – Р.

Материал: речевой материал, цветные счетные палочки Кюинезера и пособие «Кростики. Посудная лавка» (для детей 4-8 лет).

Ход работы:

В пособии «Кростики. Посудная лавка (для детей 4-8 лет)» много рисунков, схем по теме посуда, разного уровня сложности. Для дифференциации смешиваемых изолированных звуков и слогов выбирайте задания на дополнение посуды (самовара) относительно оси симметрии. Педагог выдаёт картинку из пособия или предлагает ребенку выбрать её самостоятельно. Логопед вспоминает с ребенком: «Чем отличаются смешиваемые звуки?» («Л» – губы слегка открыты, зубы открыты, кончик языка вверху, воздушная струя тёплая идёт по бокам языка, «Р» – губы открыты, зубы открыты, кончик языка вверху дрожит и вибрирует, воздушная струя сильная, тёплая идёт по языку).  Затем педагог договаривается с ребёнком, что выкладывая по образцу палочками левую часть картинки, он будет произносить звук «Л», а дополняя правую такими же палочками – «Р». Малыш самостоятельно выполняет задание. Взрослый следит за соблюдением правил игры, а также за правильным и четким произношением звуков ребенком.  Аналогично при дифференциации других смешиваемых ребенком звуков (слогов).

Использование цветных счётных палочек Кюизенера в логопедической работе на этапах автоматизации и дифференциации звуков способствует повышению интереса у детей с ОВЗ, а речевой материал усваивается ими гораздо быстрее.

 

 Светлана Владимировна Логинова, учитель-логопед

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)