Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

«Творчество, является уделом всех, … оно является нормальным спутником детского развития».

В.В. Давыдов

Творческие способности – это не просто способности к разным видам художественной деятельности (например, уменье прекрасно рисовать, отплясывать и т.п.), личностные специфики, свойства индивидуума, которые определяют состоятельность выполнения творческой деятельности разного вида.

Работая с детьми с ограниченными возможностями отмечаю, что среди них очень много детей обладающих талантами, способностями в той или иной области. Ведь чем меньше у ребенка физических возможностей, тем больше душевного тепла.

 А чтобы в дальнейшем ребенку развивать их нужна специальная помощь и поддержка со стороны взрослого. И в этом им в первую очередь могут помочь родители, на плечи которых, в данном вопросе, ложится большая ответственность.

Для развития у детей творческих способностей в домашних условиях родителям можно использовать такие виды деятельности как:

  1. Пластилинография - (либо пластилиновая живопись) - это увлекательная техника работы с пластилином по творению объёмных открыток, картин. Ей обожают заниматься малыши, что делает её более модной.
  2. Аппликация - (от латинского слова applicatio - прикладывание) это техника, базирована на вырезании, наложении разных форм и закреплении их на материале, либо фоне. Одной из задач аппликации является развитие мелкой моторики. Данный вид декоративно-прикладного творчества доступен безусловно всем, так как прост и понятен.
  3. Изонить–это техника, которая дает широкую возможность проявить творческую фантазию. Она заключается в создании художественного вида методом скрещения цветных нитей на картоне. Пользуясь бесхитростными приспособлениями и материалами, можно создать необычные узоры, салфетки, открытки.
  4. Объемное моделирование-это процесс создания объемной модели того или иного объекта. Очень интересная технология, которая развивает творческую фантазию и пространственное воображение, а также развивает мелкую моторику.
  5. Рисование с помощью нетрадиционных техник.

Все ранее перечисленные техники вызывают интерес у детей с ОВЗ, раскрывают индивидуальные способности детей. Нельзя не отметить, что данная работа у детей снимает страх неудач, благодаря ей у детей возникает чувство уверенности в себе, чувство самоуважения.

Интересный вид деятельности, которым любят заниматься дети и на котором я хочу остановиться в данной статье подробней это- нетрадиционные техники рисования.

 Нетрадиционные техники рисования – это продуктивное средство изображения, включающее новые приемы творения художественного образа, с помощью которых он становится более выразителен.

Рисование нетрадиционными материалами даёт самые внезапные, непредсказуемые варианты художественного изображения и развивает детское воображение и фантазию. Такая работа позволяет детям ощутить положительные эмоции.

Благодаря данной работе, мы сможем наблюдать у детей с ОВЗ эффективность таких показателей:

  • Восстановление эмоционального равновесия в психике детей.
  • Приобретение актуально нужных способностей.
  • Вера в свои силы, в себя.
  • Раскрытие возможностей самоизлечения.
  • Развитие фантазии, пространственного воображения, мелкой моторики.

Данных видов нетрадиционных техник существует очень много, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои воспоминания от окружающего мира в реальные формы.

 Заслуженным педагогом Р. Г. Казаковой изучено более 30 различных нетрадиционных техник, которые можно использовать родителям для развития творческих способностей своих детей и заниматься с ними дома. Представляю вашему вниманию некоторые из них:

1.Тычок жесткой полусухой кистью.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Выходит, имитация фактурности пушистой либо колющейся поверхности.

2.Рисование пальчиками.

Ребенок рисует пальчиками, опускает пальчик в гуашь и рисует на бумаге задуманное. В работе могут быть задействованы все пальчики и на каждом разный цвет гуаши.

  1. Рисование ладошкой.

Ребенок окрашивает гуашью свою ладонь при помощи кисточки и делает отпечаток на бумаге, дорисовывает недостающие детали.  Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

  1. Рисование печатками.

Ребенок придавливает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Печатание валиком любопытно и завлекает собственной масштабностью, раз, два прокатил и лист за тонирован, либо готов узор. Вместо валика можно использовать: кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку либо скалку. Следует приклеить сверху прибора фигуры из картона либо бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку.

  1. Оттиск смятой бумагой.

Ребенок придавливает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтоб получить иной цвет, берутся новые и блюдце, и смятая бумага.

  1. Печать по трафарету.

Ребенок придавливает печатку либо поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу при помощи трафарета. Чтоб поменять цвет, берутся иные тампоны и трафареты.

  1. Отпечатки листьев.

Ребенок покрывает листок дерева красками различных цветов, потом прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Всякий раз берется новый листок. Что не отпечаталось дорисовать кистью.

  1. Скатывание бумаги.

Ребенок мнет в руках бумагу, пока она не будет мягонькой. Потом скатывает   шарик. Размеры его могут быть разными: от маленького до большого смотря, что вы задумали рисовать. После чего бумажный комочек спускается в клей и приклеивается на основу.

  1. Восковые мелки и акварель.

Ребенок рисует (например, деревья) восковыми мелками на бумаге. Потом закрашивает лист акварелью в один либо несколько цветов. Набросок мелками(деревья) остается не закрашенными.

  1. Монотипия предметная.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Ребенок складывает лист бумаги в два раза и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой доли предмета, пока не высохла краска, лист опять складывается наполовину, для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.

  Каждый из перечисленных выше приемов может быть использован как отдельно, так и вместе. Их можно объединять с любой другой техникой рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет ребенка, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Следует отметить что, рисование нетрадиционными техниками не требует от ребенка специальных навыков, является доступным для любого ребенка.

Таким образом, надо понимать, что данная работа крайне важна. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ дома, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме, а также дети получают сенсомоторное развитие, становятся более усидчивыми, более уверенными в себе.

 «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»

В.А. Сухомлинский

 

Галина Александровна Голосенюк, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)