Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

    

"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. 

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности".

                                                                                      В.А.Сухомлинский

                        

Многие исследователи отметили ценность игровой деятельности в развитии детей с особенностями в развитии. Детский мозг развивается больше всего во время игры. В детстве критически важна игра, так как это способ взаимодействия ребенка с миром.

Опытные педагоги обратили внимание, что развитие игровой активности у детей с различными отклонениями, зависит от многих факторов: степень умственной отсталости, развивающей среды, в которой находится ребенок, условия воспитания в семье, пребывания в дошкольных учреждениях и т.д. Ученые обращают внимание на то, что в процессе деятельности для детей с ограниченными возможностями важно ставить познавательные и педагогические задачи. И это несмотря на то, что ни познавательные процессы, ни учебная работа у ребенка еще не сформированы.

Дидактическая игра, в то же время, считается формой обучения для детей. Основа таких игр лежит в народной педагогике, которая создает различные развивающие игры, основанные на сочетании движений и песен, и игр. Дидактические или обучающие игры содержат структурные элементы, присущие работе детской игры: содержание, идеи, игровые действия, правила, результаты. Они выражаются в различных формах, определяемых особой ролью развивающей игры в развитии и воспитании «особых» детей. Можно заметить, что сама дидактическая игра рассматривается в виде средства обучения, поэтому такие игры могут быть использованы при изучении в целом программного материала, который также может осуществляться на индивидуальных и групповых занятиях, дефектологами, воспитателями.   

В обучающей игре формируются условия, в которых   дети имеют возможность в определенных ситуациях, с конкретными предметами совершать действия без помощи взрослого, где они приобретают личный действенный и чувственный опыт. Некоторые авторы считают важным и эффективным использование дидактического материала, различных игр, наглядной предметно-практической деятельности детей в учебе.

Исследователи полагают, что с помощью различных видов игр развиваются моральные качества, происходит стимулирование умственной и физической активности детей, улучшается самочувствие, развивается дисциплинированность, создаются условия для включения в общественную деятельность.

 Отметим, что в целом детям с трудностями в обучении, в сравнении с нормотипичными детьми для изучения способов ориентирования в окружающем мире, для выявления, фиксирования свойств, отношений предметов, для уяснения определенного действия необходимо больше повторов. Развивающие игры могут обеспечить необходимое количество повторов на различных материалах, при этом сохранив позитивное отношение к заданию.

Только использование обучающей игры поможет педагогу организовать деятельность детей с отклонениями в развитии, которая будет способствовать созданию у них умений разрешать не только доступные практические, но и не трудные проблемные задачи. Что позволяет понять и решить известные задачи в наглядно-образном, словесном плане.

Таким образом, в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями дидактической игре отведено значительное место. Так, как только в учебной игре перед детьми можно поставить определенные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственных усилий, умений понять правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Она способствует развитию эмоций ребенка, восприятию, развитию идей, осознанию знаний. Такая игра даёт возможность обучать детей разным рациональным способам решения определенных интеллектуальных и практических задач. В чем и заключается ее развивающая роль.

Светлана Валентиновна Попова, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)