Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Всем известно, что игра для детей – это способ развития и изучения окружающего мира. Игры развивают психические и физические процессы, формируют положительные межличностные отношения детей во взаимоотношениях друг с другом. В играх повышаются адаптационные возможности и приобретается опыт. Когда ребенок играет он чувствует себя в присутствии других свободно, непринужденно

У детей с аутизмом игровое развитие проходит иначе и не проходит столько ступеней, как при нормотипичном развитии. Большую часть времени дети с аутизмом играют со своими ощущениями. Скорее, их игры направлены на самостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других органов чувств. Они очень любят манипулировать предметами. Эту ступень восприятия предметного мира проходят все дети от одного до трех лет. Но обычно у детей с нормой развития на последующих этапах увлечение миром вещей слабеет и на первый план выходят другие ценности — мир социальных отношений, а дети с РАС надолго «застревают» в стадии познания предметного мира.

У ребенка с аутизмом механизм изучения мира проходит иначе. И тут можно обозначить следующие закономерности:

  1. Для детей с РАС сенсорное восприятие мира имеет особое значение и потребность эта сохраняется у них на долго. Бывает у ребенка с аутизмом интерес к предмету проявляется совершенно иной, не тот для которого этот предмет был предназначен изначально.
  2. Ребенок с аутизмом не разграничивает предметы и материалы по возможностям их применения, взаимодействуют с ними, не беря в расчет их свойства – пробует на вкус все подряд, подкидывает различные предметы без учета последствий.
  3. Заинтересованности социальным миром без помощи со стороны не происходит и не становится значимым в жизни ребенка с аутизмом. Из-за того, что взаимосвязь с внешним миром нарушена, он не может брать не себя различные роли в сюжетно-ролевых играх. Такой ребенок практически не увлекается игрушками для сюжетно-ролевых игр, так как они не несут в себе ярких сенсорных свойств.

Дети с РАС любят играть в одни и те же игры. Они могут несколько часов подряд играть, просто манипулируя предметами, повторяя одни и те же необычные действия, где отсутствует сюжет. Основным мотивом манипулирования предметами и игрушками являются их привлекательные сенсорные свойства. Желание извлекать из окружающего мира различные сенсорные ощущения объясняет повышенный интерес ребенка с аутизмом к предметам. Им нравится бросать, кружиться, ощупывать, вертеть, подкидывать, нюхать, пробовать на вкус. Они не всегда используют игрушки по прямому назначению. Родителей такие игры нередко злят, потому что дети с нормой так не играют. Такие игры называются стереотипными. В стереотипных играх ребенку с РАС комфортно и спокойно.

Главные особенности таких игр:

  1. Смысл, цели и логика игры, совершаемых действий зачастую не ясны окружающим;
  2. В такой игре только один участник – сам ребенок;
  3. Повторение игры – ребенок изо дня в день повторяет одни и те же манипуляции и действия;
  4. Неизменность – игра остается неизменной в течении долгого времени;
  5. Продолжительность – ребенок может играть в такую игру не один год.

В стереотипных играх есть свои плюсы:

  • в таких играх ребенок с аутизмом чувствует себя спокойно;
  • если у ребенка произошел эмоциональный всплеск, можно с помощью стереотипной игры вернуть его в спокойное состояние.

Карл Гилберт и Тео Питерс выделяют этапы развития игры детей в норме и при РАС. Предлагаю ознакомиться с таблицей, в которой представлено сравнительное описание развития игры.

   Таблица №1* 

Развитие общения и игры в норме и при раннем детском аутизме

Возраст

Развитие в норме

Развитие при аутизме

2 месяца

Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении

6 месяцев

Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки.

Повторяет действия, имитируя взрослого.

Менее активен, требователен,

Некоторые дети очень возбудимы.

Слабый зрительный контакт.

Нет ответных социальный проявлений.

8 месяцев

Отличает родителей от незнакомых людей. Игры типа "Дай и возьми" с обменом предметами со взрослыми.

Игры в прятки ("ку-ку") и др. сходные по сценарию.

Показывает объекты взрослым.

Машет рукой на прощание.

Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты.

Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие.

Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим.

1 год

Ребенок чаще инициирует игры.

Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии.

Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.

Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать.

Не волнуется при разлуке с матерью.

1 год 6 месяцев

Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки.

Игра с самим собой

2 года

Появляются эпизоды, похожие на игру.

При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа "Догони и дотронься" в большей степени, чем общая игра с игрушками).

Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает.

Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит.

Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.

3 года

Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками.

Часто ссорится со сверстниками.

Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства.

Любит смешить других.

Хочет сделать что-то хорошее родителям.

Не допускает к себе других детей.

Чрезмерно возбудим.

Не понимает значения наказания.

4 года

Распределяет роли со сверстниками в социо-драматической игре.

Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически.

Исключает нежелательных детей из игры.

Не способен понять правила игры.

*Таблица взята из книги: К.Гилберт, Т.Питерс   Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов изд.центр Москва ВЛАДОС, 2005 (Коррекционная педагогика)

Для детей с РАС, так же, как и для детей с нормой развития, игра имеет огромное значение. В игре развиваются воображение, память, образное мышление, коммуникативные навыки и многое другое. Благодаря этому, поведение детей становится разнообразным, гибким, менее стереотипным.  Работа по формированию игровой деятельности у детей с РАС длительная и кропотливая. В этой связи, ребенку с аутизмом необходима специальная коррекционно-обучающая помощь.  

 

Попова Светлана Валентиновна, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)