![]() |
Альтернативная коммуникация представляет собой набор методов и средств, которые помогают детям, не обладающим речевыми навыками, выражать свои мысли, чувства и потребности. Это особенно актуально для детей с различными нарушениями развития, такими как аутизм, церебральный паралич или другие состояния, которые могут затруднять вербальное общение |
Понимание альтернативной коммуникации
Альтернативная коммуникация включает в себя как низкотехнологичные, так и высокотехнологичные средства. К низкотехнологичным методам относятся жесты, мимика, карточки с изображениями и символами, а к высокотехнологичным — специальные приложения и устройства, которые преобразуют текст в речь или используют символы для общения.
Зачем нужна альтернативная коммуникация?
Неговорящие дети часто испытывают трудности с выражением своих потребностей, что может приводить к фрустрации и агрессии. Альтернативная коммуникация предоставляет им возможность сообщать о своих желаниях и потребностях, что способствует улучшению их эмоционального состояния.
Использование альтернативных методов общения помогает детям взаимодействовать с окружающими, что способствует их социальной интеграции. Это особенно важно для формирования дружеских отношений и участия в групповых активностях.
Альтернативная коммуникация так же может служить основой для дальнейшего развития речевых навыков. Дети, использующие альтернативную коммуникацию, могут постепенно осваивать вербальное общение, опираясь на уже имеющиеся у них навыки.
Методы альтернативной коммуникации
- Жестовый язык: использование жестов и мимики позволяет детям выражать свои мысли, эмоции. Жестовый язык может быть адаптирован под индивидуальные потребности ребенка.
- Карточки с изображениями: создание карточек с изображениями предметов, действий, эмоций или звуков помогает детям визуализировать свои мысли, вокализовать звуки. Они могут указывать на карточки, чтобы сообщить о своих желаниях, а с опорных звуков позже произносить и слоги.
- Технологические решения: существуют различные приложения и устройства, которые помогают детям общаться. Например, планшеты с программами, которые позволяют выбирать изображения или слова, которые затем озвучиваются.
Примеры успешного применения
Множество исследований и практических примеров показывают, что использование альтернативной коммуникации значительно улучшает качество жизни неговорящих детей. Опыт КГАУСО «Комплексный центр по работе с семьей и детьми «Ласточка» в работе с такими детьми при использовании карточек для общения показывает значительное улучшение в их социальных взаимодействиях и уменьшение агрессивного поведения.
Альтернативная коммуникация является инструментом для развития общения у неговорящих детей. Она не только помогает им выражать свои мысли и чувства, но и способствует их социальной интеграции и развитию речевых навыков. Важно, чтобы родители, педагоги и специалисты по работе с детьми с особыми потребностями активно использовали методы альтернативной коммуникации, создавая поддерживающую и инклюзивную среду для обучения и общения.
Жеребятникова Ольга Анатольевна, учитель-логопед
КГАУСО «Комплексный центр по работе с семьей и детьми «Ласточка»