Мы живем в мире звуков, поэтому полноценный, тонко развитый слух играет в нашей жизни огромную роль. Если ребенок теряет слух в раннем возрасте, речь ребенка не развивается, поскольку он не слышит речи окружающих, а значит не может подражать ей. Ребенок становится немым, и требуется специальная длительная работа, для того чтобы научить его говорить. Если же слух у ребенка раннего возраста снижен, то речь его будет развиваться с отклонениями от нормы. Поэтому развивать слух ребенка необходимо с раннего возраста |
Нарушения слухового восприятия
У некоторых детей нарушено восприятие звуков высоких частот и нормально слышащий ребенок, оказывается не способным различать на слух акустически близкие звуки. Некоторые дети не различают одну или две группы звуков (с-ш, з-ж, р-л т.д.), другие же - до 12 и более пар звуков, что приводит к затруднениям в понимании речи. Понимание речи окружающих у детей с нормальным биологическим слухом и интеллектом, развивается значительно раньше, чем их собственная речь (примерно к 2 годам).
Не все дети могут хорошо воспринимать речь на фоне окружающего шума, например, на улице или в помещении, где разговаривают другие люди. Мозг такого ребенка не может «отделить» важную слуховую информацию от второстепенной. Причиной этих трудностей может быть индивидуальные особенности слухового восприятия детей, одни преимущественно слушают правым ухом, есть те, которые слушают в основном левым. Правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, в котором расположены речевые зоны. Те дети, которые слушают больше левым ухом, то информация поступает сначала в правое полушарие, а затем в левое, т.е. занимает больше времени для переработки слуховой информации.
Что такое аудиальные тренировки?
Это педагогический метод, который используется для развития слухового восприятия у детей с сохранным физиологическим слухом. Альфред Томатис различал два процесса: пассивный – «слышать» и активный – «воспринимать» нужную слуховую информацию. Слуховые тренировки направленны на «обучение» мозга воспринимать слуховую информацию более эффективно.
Кому показаны аудиальные тренировки?
- слуховая агнозия,
- ранний детский аутизм (РДА),
- аутистические состояния,
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью,
- задержки речевого и психомоторного развития,
- нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия)
Аудиальные тренировки применяются не только в работе с детьми. Оперные певцы используют этот метод, для улучшения вокальных возможностей. Люди, изучающие иностранные языки, часто принимают сеансы Томатис. Беременным женщинам назначают тренировки, которые оказывают благотворное влияние развитие плода.
Как проводятся занятия?
Любую функцию мозга можно тренировать. Мы включаем в индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья эффективные развивающие лечебно-коррекционные занятия. Одна из таких методик, которую мы используем в нашем центре на дефектологических занятиях с 2018 года - программа Talksuр по методу Альфреда Томатиса. После диагностики слуховых возможностей ребенка составляем индивидуальную программу занятий. Оценка проводится в конце каждого курса реабилитации. Большинство ребят с удовольствием слушают в наушниках музыку, иногда требуются игровые приемы: «станем пилотами» или «космонавтами». Во время тренировки проводятся развивающие игры и упражнения коррекционно-образовательных техник по индивидуальным потребностям и желанию ребенка: метод М. Монтессори, мультисенсорный дидактический материал "Нумикон", логические блоки Дьениша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и многие другие.
Как работает
Специальное устройство - «Электронное ухо» позволяет изменить звуки музыки с помощью особых фильтров, поочередно «вырезаются» то высокочастотные, то низкочастотные компоненты. Для слушателя эти изменения практически не заметны, но во время прослушивания такой записи идет тренировка мышц среднего уха путем поочередного напряжения и расслабления. Кроме того, звук передается и с помощью специального устройства, прикрепленного к наушникам – «костная проводимость». Благодаря такому устройству звук попадает прямо во внутреннее ухо. Звук передающийся то через наружное ухо, то через барабанную перепонку, готовит внутреннее ухо к правильному восприятию звука.
Для тренировок используются записи музыки Моцарта, григорианских песнопений, материнского голоса. После прохождения материнского голоса через «Электронное ухо», ребенок его слышит так, как слышал во внутриутробной жизни.
А. Томатис доказал, что высокие частоты являются наиболее стимулирующими и эффективными, даже в небольших дозах, позволяют активизировать мозг и нормализовать его работу.
Какие динамические изменения произошли?
Мы в свою очередь можем отметить динамические процессы у детей, прошедших несколько курсов аудиальных тренировок в нашем центре:
- повышение уровня не только понимания речи, но и активная речь становится более понятной для окружающих;
- улучшение эмоционального и психического состояния;
- улучшение координации движений;
- развитие коммуникативных качеств;
- развитие интеллекта.
Метод А. Томатиса успешно применяется во многих клиниках и реабилитационных центрах по всему миру. Но этот метод имеет ряд противопоказаний, поэтому наши специалисты проводят сеансы Аудио терапии только по назначению врача-невролога.
Оксана Николаевна Чех, учитель-дефектолог
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»