Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
Нашу Службу ранней помощи посещают семьи с детьми до трех лет. Родители обычно хорошо знакомы с характером ребенка и его привычками. Они знают, что ему нравится, а что – нет, чем он любит заниматься, а что он делать не будет. Знают его вкусовые предпочтения, его нравы. И хоть мы сами понимаем, наблюдая за ребенком, каким образом необходимо выстраивать с ним взаимодействие, но информация от родителей очень важна - так контакт создается быстрее. От родителей мы узнаем покладист их ребенок или строптив, замкнут или общителен, капризен или терпелив…

 Родительский авторитет. Правила в жизни ребёнка.

Ребёнок растёт, развивается, больше узнаёт о себе через общение с родителями и другими взрослыми. Узнаёт о своих желаниях, возможностях, об окружающем мире, и у него возникает потребность в автономии от родителей.

И наступает момент, когда привычный стиль отношений с ребенком и заботы о нём входит в конфликт с потребностью малыша в самостоятельности. Наступает период, который в психологии называют возрастным кризисом.

В кризисные периоды, когда малышу исполняется год-два-три, поведение ребенка очевидным образом меняется. Ребенок становится менее предсказуемым, более капризным и упрямым. Он может вдруг начать «вредничать» и «жадничать». Такие перемены связаны с тем, что ребенок взрослеет, стремится поступать по своему желанию. Это нормально, подобные перемены говорят о том, что ребенок ощущает свои желания и проявляет настойчивость, защищая свои интересы.

Чтобы сохранить гармонию в отношениях, родителям необходимо перестроиться, пересмотреть своё взаимодействие с малышом. И, возможно, предоставить ему чуть больше свободы. В этот период у родителей возникает тревога: «А что, если, познав свободу, ребенок вовсе перестанет признавать мой авторитет».  Но на самом деле ребенок не желает полной свободы. Ему необходим внимательный, стабильный, уверенный родитель, который, дает ему чувство защищенности. Как же родителям сохранить свой авторитет, не ущемляя свободы ребенка?

Достаточно проявлять внимание и уважение к личности ребенка, к его желаниям, это заметно снижают остроту негативных проявлений. Однако это не означает, что малышу не нужны ограничения, они необходимы! Стабильность и уверенность родителя заключается в том, что взрослый уважает интересы и потребности ребенка, но при этом проявляет твердость там, где она необходима. Твердость заключается не в том, чтобы вводить санкции, наказывать или миловать в зависимости от настроения, а в постоянстве и предсказуемости, что дает малышу спокойствие и чувство защищенности.

Например, хочет малыш спать или не хочет – это его желание. Но время ухода ко сну определяет взрослый, учитывая биологические ритмы ребенка и нюансы повседневного режима. Предъявляемые требования к ребенку должны быть как можно более постоянными и предсказуемыми. И последствия, которые следуют в случае нарушения правил, также должны быть предсказуемы. Как, например, контролер в автобусе, который вежливо попросит предъявить билет и, если пассажир безбилетный, то ему придется заплатить штраф. Такие правила – проезд должен быть оплачен. И выходит так, что с билетом ехать менее накладно и более спокойно, а значит – выгоднее. Так и ребенок чувствует себя более спокойно и защищенно, если его научили следовать правилам.

Конечно, мы не можем определить одни и те же правила для ребенка на несколько лет вперед. Он растет, развивается, изменяются его потребности, меняются психологические и социальные задачи, с которыми он сталкивается как растущий и взрослеющий человек. Но, вы ведь согласитесь, что ребенку необходим опыт следования правилам. Правила есть везде – в дошкольном учреждении, в поликлинике, в школе и т.д. Человек, привыкший соблюдать определенные нормы и правила, оказавшись в незнакомой ситуации, будет стремиться понять, какой в данном случае принят порядок, что можно, что нельзя, как именно надо себя вести. Это необходимо для его внутреннего комфорта и спокойствия. Любому ребенку приходится учиться правилам поведения в социуме, но дело того стоит, поскольку знание и соблюдение правил, поможет ему создавать и поддерживать отношения с другими людьми. Малыш не рождается с готовым общественно приемлемым поведением, поведенческие навыки формируются постепенно. И мы - взрослые можем помочь в этом своему ребенку, в случае если наши требования к нему понятны, посильны и постепенны. А последствия за нарушения правил будут логичными и без уничижения личности ребенка.

Пример семьи: Никита 2,7 с задержкой психоречевого развития (ЗПРР). Ребенок бросает кубики на пол. Мама сообщает сыну: «Никита, нельзя бросать кубики». Ребенок игнорирует мамины слова.

Мама, продолжая сидеть на стуле, повышенным тоном: «Никита! Не бросай кубики! Подними!» Никита взглянул на маму, но свои действия не изменил.

Мама выглядит растерянной и неуверенной: «Почему ты меня не слушаешься? Я кому говорю?»

В этой ситуации мама озвучила правило «кубики бросать нельзя», но её фразы были похожи на просьбу и уговоры. Как могла бы поступить мама в данной ситуации? Предупредить Никиту о последствиях, которые ждут его, если он продолжит свои действия, и реализовать эти последствия, например, лишить игрушки.

Помощь ребёнку – это совместная работа специалистов и родителей. В нашей Службе ранней помощи, родители повышают уровень своей компетенции. Результат – это вложение усилий обеих сторон, где специалисты делятся своими знаниями, родители применяют полученные знания при общении с ребенком в повседневной жизни.

Служба ранней помощи КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

 

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)