Вы можете с уверенностью сказать, что не испытываете перед публичными выступлениями волнение и трепет? |
Эти же чувства, конечно же испытывают воспитанники, поступающие на реабилитацию в наши центры. И то, какими коммуникативными и речевыми навыками они будут обладать, во многом зависит от нас – взрослых. Поэтому речевые праздники и развлечения в нашем учреждении – один из актуальных видов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Работая с особым ребенком, мы можем утверждать, что игровые задания помогают воспитать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность ребят, способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее во время традиционных занятий.
Недостатки речи у данной категории детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии и не редко несформированной связной речи. Важнейшее место в общей картине недоразвития речи таких детей занимает несформированность и речевого общения. Коммуникативная функция речи является генетически более ранней, и именно она служит основой для становления других речевых функций. Именно поэтому наши педагоги стремятся обеспечить оптимальные условия для формирования у детей речевых навыков и потребности в общении.
В конце января в КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка» прошло открытое интегрированное занятие «Делу время, потехе – час». Все познавательные и игровые задания были встроены в сюжет сказки С. Маршака «Сказка про лентяя». Как не вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество, верная дорога к сердцу ребенка». Героев этой театрализации виртуозно исполняли воспитанники центра, чем еще больше поддерживали интерес маленьких зрителей.
Учителем-дефектологом была использована не только оригинальная, но очень эффективная форма организации познавательной деятельности – интерактивное обучение. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-то (например, с компьютером) или с кем-то (человеком). Практически все дети оказались вовлеченными в процесс познания и общения. Были включены такие игры как «Карусель», «Мнемотехника». В результате применения этого метода специалисту удалось решить важнейшие задачи:
- повысить уровень диалогической и монологической речи детей;
- сформировать коммуникативные навыки и умения;
- принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.
Также были включены такие техники как нейрогимнастика или нейромоторная (психомоторная) коррекция – это не медикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы: задержка психического развития (ЗПР), задержка психо-речевого развития (ЗПРР), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройство аутистического спектра (РАС); дети с тяжелыми речевыми нарушениями: алалией, дизартрией и др. Так как сенсомоторная коррекция направлена не на коррекцию различных нарушений, а с целью восстановления аномального функционирования мозга, наши специалисты проводят ее комплексно с когнитивной коррекцией.
Помогая герою сказки, дети имели возможность расширить и уточнить свои знания о животном мире, профессиях. Вспомнить пословицы о труде и осознать их смысловое значение. Для развития пространственного мышления, детям были предложены задания с дидактическими материалами М. Монтессори, «Игры Фребеля». А самое главное научились терпимости, взаимопомощи и сопереживанию!
Оксана Николаевна Чех, учитель-дефектолог
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»