Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

В воспитании детей родителям рекомендуется давать больше позитивного внимания, чем негативного. Иначе, у них может сформироваться идея, что как только ребенок делает что-то плохое, мама начинает проявлять свои эмоции и чувства, необходимые ему. А это – плохая идея

Существует множество примеров, когда простое внимание, которое исходит от всего сердца родителей, акцент на успехах ребенка, кардинальным образом снижает уровень негативных ситуаций.

Любая эмоция, как автомат. Он либо выполняет защитную функцию, и ребёнок получает автоматически положительную эмоцию и чувствует себя в безопасности, либо этот автомат нацеливается на ребёнка, и тогда он теряет базовое чувство безопасности.

Самая главная причина детской агрессии – это нарушенное чувство безопасности. Агрессивному ребенку не может помочь взрослый, который сам не проработал свой гнев. Пока нет понимания, что такое гнев на самом деле, длительного результата на осознанном уровне, на уровне понимания ребёнка, не произойдет, потому что и взрослый, и ребёнок будут пребывать в одном и том же состоянии.

Гнев – это наша способность испытывать очень глубокую негативную эмоцию, которая проявляется не только криком, дракой или разрушительными действиями. Недовольство, претензии к кому-либо или чему-то, раздражительность, обида – эти чувства испытывают все люди, даже у сдержанных людей бывают срывы. Но эти чувства для ребенка, агрессия которого летает ещё высоко в облаках, как маячки на взлетной полосе. Ребенок принимает «сигнал» родительских эмоций и транслирует его. Можно привести аналогию с радиоприёмником. При настройке радио на частоту 630АМ, ожидается и получить передачу на частоте 630АМ, потому что есть понимание, что сигналы вышки и радиоприёмника должны совпадать. Невозможно принять сигнал с радиобашни с частотой 98,7 FM в этом случае. Так и ребенок всегда улавливает «частоту волн» родителя и настраивается на неё автоматически.

! Поводом для детской агрессии является неспособность взрослого выражать свои эмоции, прежде всего, справляться со своим гневом.

 

Существует четыре базовых мифа об агрессии, о которых необходимо знать:

Первый миф заключается в том, что агрессия – это признак плохого воспитания.

Второй миф заключается в том, что если потерпеть детскую агрессию, то она сама пройдёт.

Третий миф, что агрессия – это исключительно защитная реакция ребёнка, защитная реакция в виде какой-то демонстративности.

Четвертый миф, связанный с агрессией, что на любую силу найдется другая сила.

Это не работает. Опираясь на труды великих, уважаемых педагогов, таких, как Сухомлинский, Макаренко, можно сделать вывод, что нельзя наказывать ребёнка за каждую вспышку гнева, так как это блокирует абсолютным образом право на проживание негативных эмоций.

Главный вопрос на начальном этапе коррекции агрессивного поведения ребёнка заключается в том, насколько ребёнок способен осознавать и контролировать свои агрессивные импульсы. Работа психолога с детской агрессией заключается лишь в том, чтобы ребёнок её осознал и научился ею управлять.

Некоторые родители искренне верят, что детский психолог избавит ребёнка от гнева вообще. Это тоже миф. У психолога нет «волшебной таблетки», приняв которую их ребенок станет таким, каким его хочет видеть родитель.

«Родительский гнев» и как он связан с детской агрессией

Гнев родителей может восприниматься ребёнком как что-то недопустимое и критичное. Часто на какой-то агрессивный проступок ребенка родители реагируют, словно случилось что-то самое страшное в мире, не учитывая так называемой шкалы наказания от 1 до 10.

Ведь когда ребенок мучает животное – это один уровень наказания, когда подставил ножку бабушке – другой уровень наказания, а когда разбил чашку – совсем другая история. Но в силу усталости по вечерам, спешке по утрам, родители идут в автоматическую, сильно негативную реакцию, погашая таким образом запал ребёнка, и кажется, что ребёнок на короткое время успокаивается. Но на самом деле он не успокаивается.

Работая с детьми, которые проявляют свою агрессию напрямую, вербально или физически, а также с детьми, которые неумело маскируют её, потому что считают, что показывать её плохо, часто можно услышать: «Да потому что она (мама) сама всегда орет!». А на вопрос: «За что нельзя взрослым ругать детей?», дети часто отвечают: «орать за то, что разлил нечаянно воду», «когда упал и запачкался, или порвалась рубашка», «когда получил плохую оценку в школе», «забирать телефон, когда сама в нем сидит».

! Наказания могут быть разными – словесными или эмоциональными, как и разные проступки детей.

 

Базовые характеристики агрессивного ребёнка

  1. Ребенок часто теряет контроль над собой.
  2. Каждый день спорит и ругается.
  3. Специально провоцирует окружающих, делает что-то, чтобы другим было больно и плохо. Часто исподтишка.
  4. Завидует и мстит.
  5. Ломает игрушки, дерётся.
  6. Дразнит или обижает животных.
  7. Чаще общается с более маленькими и физически более слабыми детьми.

Понять, что ребёнок проявляет агрессию, или у него только зарождаются лики агрессивного поведения, не сложно. Достаточно посмотреть, как он играет в песочнице, как он обращается с игрушками и каким тоном с ними говорит.

Важно понимать, что гнев – это нормально. Он является защитным механизмом человека. Однако неконтролируемый гнев может оказывать негативное влияние на все сферы жизни. Поэтому с ним нужно научится справляться. Взрослые в первую очередь должны сами осознавать, когда входят в свой гнев и должны быть способными контролировать его.

Виды агрессии, которые чаще всего проявляются у детей:

  • Физическая агрессия: бьёт, дерётся, толкается.
  • Вербальная агрессия: говорит злые слова, говорит жёстко, грубо, обзывается, сплетничает.
  • Экспрессивная агрессия — с применением агрессивной позы, нахмуренного взгляда.
  • Косвенная агрессия — обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение (хлопнуть дверью, кинуть игрушку и т.п.).
  • Негативизм. Жёсткое отрицание всего.

 

Что же стоит за детской агрессией?

Базовые причины:

  1. Самая первая и явная – Запрет на проявление чувств.

Как пример, даже на улице, часто детям запрещается бегать и кричать, взрослому удобно, чтобы ребёнок сидел тихо и не мешал.

  1. Запрет на искренность.

Взрослые позволяют себе грустить, лежать на диване и ничего не делать, обижаться, но ребёнку это запрещается.

Например, мама не обучала ребёнка щедрости. Он вышел на улицу с двумя конфетами, которые собирался съесть сам. Тут пришёл его друг Вася, но делиться, отдать одну конфету Васе, он не хочет. Тогда мама ребёнка начинает изображать перед мамой Васи «хорошую» маму и заставляет своего сына отдать одну конфету Васе, которую он совсем не хочет отдавать. В этот момент мама заставляет ребёнка стереть свои чувства и отдать конфету вопреки своему желанию.

  1. Тревога, обида, незащищенность, одиночество.

Как только у ребенка появляется тревога, обида, состояние одиночества, страх, значит он теряет чувство безопасности, тогда он начинает испытывать тенденцию к проявлению разных видов агрессии.

  1. Страх себя, страх других, низкая самооценка.

Ребенок один раз позволил себе крикнуть, но испугался, подумав, что, выражая свой гнев, делает плохо себе и другим. Взрослые эту реакцию страха в нем закрепили: выражать гнев — значит быть плохим. Поэтому, ребёнок начинает подавлять свой гнев, при этом он никуда не девается и происходит внутренний конфликт.

  1. «Лучшая защита – это нападение»

Агрессия проявляется, когда слишком много боли: «Разрушающим поведением я отталкиваю от себя других, чтобы мне стало еще больнее». Счастливые люди не будут делать плохо другим. Когда человек проявляет агрессию, он как бы становится плохим и отталкивает всех, показывая: «Не подходите ко мне».

Варианты работы с агрессией:

  1. Дайте ребенку идею, понимание и способы приемлемого выражения гнева. Нужно, чтобы ребенок поверил на 100%, что выражать гнев надо. После этого его нужно учить и показывать, как это делать.
  2. Спорт. Это может быть также несложный комплекс упражнений, утренняя совместная зарядка, которую может посоветовать или даже составить для всей семьи фитнес-тренер. Любое совместное мероприятие, общее занятие, очень сближает семью. А зарядка ещё и очень полезна для здоровья.
  3. Расскажите ребенку, как работает гнев. О том, что, когда мы входим в состояние гнева, выделяется адреналин, а мозг при этом выключается. Человек становится похож на животное и теряет способность управлять собой. Расскажите о том, что в состоянии гнева человек принимает неправильное решение, что огромное количество бед на земле от гнева. Не стоит переживать, что ребёнок этого объяснения не поймёт.

Можно привести ему сравнение: что происходит, когда гневается земля? Извергаются вулканы, обрушиваются цунами, получаются огромные разрушения. Что мы видим после того, когда кто-то подерётся?

  1. Очень полезно родителям, дети которых имеют проблемы с эмоциональной сферой, обсуждать с ребёнком эмоции в конце дня. «Что ты чувствовал, когда...?», «Какие события вызвали у тебя эти чувства, эти эмоции?», «Как ты отреагировал? Что бы хотел сказать, или сделать на самом деле? Где тебе удалось справиться со своими эмоциями, а где не удалось?». Нужно разговаривать с ребёнком о том, какие эмоции он заметил, а не только о том, что он ел в школе на полдник. Очень важно, чтобы ребёнок понимал, что он чувствует в определённый момент. Сейчас многие детские психологи акцентируют своё внимание на развитии эмоционального интеллекта у детей, что в свою очередь дает ребёнку понимание не только своих чувств и эмоций, но и чувств других людей. Это способствует развитию эмпатии и взаимопонимания, умению справляться с трудностями, адекватно реагировать на те или иные ситуации.
  2. Одним из самых результативных методов в работе с детским гневом, является метод высказывания чувств через лепку и рисование (арт-терапия).

 

 

Для того, чтобы ребёнок научился понимать своё состояние и умел справляться с ним, необходимо облекать его чувства в слова. Необходимо проговаривать, что вы понимаете его состояние, его страх, его тревогу, то, что вы понимаете его гнев, акцентируя внимание на состоянии ребёнка:

«Я понимаю твоё состояние. Я понимаю, что ты сейчас злишься, я понимаю, что ты сейчас очень раздражён. Я понимаю, что ты сейчас сжал кулаки, я понимаю, что тебе сейчас очень неприятно, очень грустно, очень обидно»

Детская агрессия на самом деле не то чувство, которое беспокоит ребёнка. Это только внешняя обёртка. За агрессивным поведением всегда прячется душевная боль, которая порождает страх, неудовлетворенность, незащищенность, тревогу, обиду, непонимание. И только найдя причину этой боли, можно помочь ребенку восстановиться как можно быстрее.

 

Высоцкая Инна Анатольевна, педагог-психолог

КГАУСО «Комплексный центр по работе с семьей и детьми «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)