Давайте детям играть, пока игра их влечёт к себе, Что может быть естественней и проще детских игр? Игра – это то, что приятно и интересно. Наверняка каждый согласится, что игры в детстве – одни из самых приятных воспоминаний. Если понаблюдать за ребенком в процессе игры, несложно заметить какую радость он испытывает |
Но так сложилось в современном мире, что игра в жизни ребенка ушла с первого плана и уступила своё место другим занятиям: изучению алфавита, цвета, величины и формы. И в сравнении с обучением, способность ребенка играть редко становится предметом особого внимания со стороны родителей. Сложно себе представить фразу, сказанную родителем: «Ванечка, ты сегодня играл всего полчаса. Немедленно отложи книжку в сторону и развлекайся до самого ужина!» Скорее можно услышать: «Ванечка, мы сегодня с тобой совсем не занимались. Давай повторим цвета, скажи, какого цвета этот мячик?»
Не все современные родители знают как играть со своим ребенком. А ведь давно известный факт, что для развития ребенка дошкольника нет ничего эффективней, чем игра. И влияние взрослых на детскую игру достаточно велико, а именно на характер самой игры, её форму и содержание.
Что же такое игра?
Иногда игру путают с другими видами деятельности, например учебной или исследовательской. Но тем не менее, есть несколько характеристик, которые можно отнести только к игре:
- Игра внутренне мотивированна! Где цель – это и есть сама игра. Дети начинают и продолжают играть, потому что она им нравится.
- Игра добровольна! Если детям навязывают игру или мягко подводят к игре, то они могут её воспринять как занятие. Проводились исследования в детском саду, и выяснилось, если воспитатель диктует детям – во что им играть, то они игру воспринимают как занятие, даже, если внешне это выглядит как игра.
- Игра - это удовольствие! Как бы мы взрослые не считали игру - игрой, но, если ребенку она не приносит радости и удовольствия, значит он не играет.
Рассмотрим такой пример, Маша сидит в стороне от всех одна и грустит, воспитатель подводит её к другим детям и уговаривает с ними поиграть, и девочка формально соглашается, но она не увлечена этой игрой, нет интереса. В данной ситуации нельзя сказать с уверенностью, что девочка играет. Ведь все, рассмотренные выше критерии игры отсутствуют. Маша играет, потому что её уговорили на игру. Она не выбирала её, и на её лице нет эмоции радости, ей не нравится.
- Игра НЕ буквальна! В ней всегда есть элементы фантазии и притворства. Особенно это касается игр, в которых присутствует выраженный сюжет, а дети берут на себя различные роли.
Игра – это не только развлечение. В игре ребенок развивается, обучается, приобретает новые знания, умения, навыки.
Что дает игра детям раннего возраста?
В раннем возрасте дети играют, манипулируя предметами. Они таким образом познают мир - рассматривают игрушки и предметы, изучают их, пробуя на вкус. Им интересно, как падает игрушка, ударяется об пол и вот была одна часть, стало две, это любопытство побуждает бросать её вновь и вновь. И в этой игре, как может показаться на первый взгляд бессмысленной, формируется понимание: «Я могу влиять на предметы. Оказывается, упавшая игрушка издает звук и из одной может превратиться в две. А еще предметы ко мне возвращаются! Мама их поднимает и дает мне. И на это все влияю я сам. Сколько интересных открытий!»
Родители понимают и соглашаются с тем, что игра является важным и полезным видом деятельности для ребенка. Однако довольно часто они испытывают давление со стороны социума, предъявляющего завышенные ожидания в сфере интеллектуального развития ребенка. Так сложилось, что интеллект является важным условием социального благополучия, и критерием успешности. И достижения ребенка могут быть подтверждением компетентности самих родителей и повышать их личный и социальный статус. Сейчас считается нормой - выражать восхищение такими умениями, как прочесть стихотворение или посчитать до десяти, и гораздо меньше обращать внимания на его эмоциональное благополучие, любопытство и творческие проявления.
В погоне за успехом, родители, сами того не замечая, лишают ребенка детства. Важно учится играть с ним, качественно и с интересом проводить совместное время. Ребенку достаточно 20-30 минут родительского внимания. Роль мамы проще, чем роль учителя, важно эти две роли не путать. Сложности от того и происходят, что мама выходит за границы роли играющего, заботливого, поддерживающего, внимательного родителя и становится скучным учителем. Каждому ребенку в первую очередь нужна мама.
Служба ранней помощи
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»