Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Родителям застенчивого ребенка бывает непросто в вопросах его развития, социализации, сепарации и т.д. Возникают вопросы: «как помочь ребенку преодолеть застенчивость и не навредить?», «нужно ли поддерживать его стремление к уединению или настаивать на пребывание в социуме?», «а нужно ли вообще с этим что-то делать?».

Американский психолог Филипп Зимбардо – практически единственный человек, который на протяжении всей своей деятельности (а ему уже 90 лет) пытался осветить данный вопрос в целом, проводя различные эксперименты и наблюдения за такими людьми с раннего детства. Он считает, что понятие «застенчивость» неоднозначное, растяжимое и проявляется в различных формах. Это может быть и лёгкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Быть застенчивым – значит быть ребенком, которому трудно общаться из-за его осторожности, недоверчивости, робости, замкнутости и склонности к уединению.

По мнению Ф. Зимбардо проблема застенчивости влияет на построение социальных связей, адаптацию, на социализацию в общем – мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей, получать поддержку. Они стараются быть незамеченными, не брать инициативу на себя и, главное, имеют различные комплексы и низкую самооценку. Все это может тормозить развитие ребенка. Поэтому обратить внимание на таких детей, помочь им справиться с проблемой необходимо как можно раньше.

Проявление застенчивости у ребенка не трудно заметить во время общения со сверстниками: он держится в стороне от детских игр, хотя игра его явно интересует, наблюдает за играющими, но не решается присоединиться – ему страшно привлечь к себе внимание, сделать что-то не так, вызвать насмешки или осуждение других детей.

Если к такому ребенку обращается доброжелательно взрослый человек (педагог), ребенок смущённо улыбается, ёрзает на стуле, втягивает голову в плечи, отвечает тихим голосом или не отвечает совсем, избегает прямого взгляда (отводит глаза в сторону).

Чем раньше взрослые, особенно родители, заметят в своём ребёнке подобные признаки, тем раньше имеют возможность помочь ему. Желательно обратиться за помощью к психологу, который понаблюдает за ребёнком в разных ситуациях и подтвердит или опровергнет вывод родителей, поможет им найти пути решения проблемы, подскажет, с чего начать. В дальнейшем помощь психолога, его консультации должны продолжаться.

Детские психологи есть во многих дошкольных и школьных учреждениях, в поликлиниках. Главное – не стесняться, обращаться к ним со своей проблемой, даже если она кажется незначительной, но настораживающей.

Каковы же причины застенчивости у детей? Они разные.

  1. Генетическая предрасположенность.

В настоящее время доказано, что наследственность часто является главным фактором в развитии такого состояния.

  1. Социальная среда.

Это возможные связи ребёнка с окружающим миром. Но самое важное – воспитание в семье. Основные проблемы – гиперопека (излишняя опекаемость) или гипоопека (недостаточность внимания) над ребенком. Одни родители решают всё за него, другие не интересуются ими вовсе – тогда застенчивость стойко укореняется в характере ребенка и может оставаться на всю жизнь.

Бывают случаи, когда причина кроется в отношениях сверстников: если ребенок сталкивается с агрессивным или слишком активным, напористым поведением других детей, то у него пропадает желание общаться с ними.

  1. Нарушение адаптации.

Ребёнок растёт, вместе с этим переживает какие-то приспособительные реакции: ползание, ходьба, уход за собой, посещение детского сада, школы и т.п. Если такой процесс пройдёт неудачно, то это может привести к развитию неуверенности, нерешительности, застенчивости.

  1. Соматическая патология.

Это наличие заболеваний внутренних органов, что отличает ребёнка от других детей. Начинается или повышенное внимание к нему, или дразнение. Такую реакцию можно отследить и у детей-инвалидов. Ребята закрываются, отдаляются, меньше разговаривают, «уходят в себя».

  1. Неправильное воспитание.

Чрезмерная опека приводит ребёнка к полной несамостоятельности и нерешительности. С другой стороны, если родители жестки с ребенком, а их требования слишком завышены, то возникает комплекс неполноценности. Ребёнок замыкается и считает себя недостаточно хорошим.

Как же преодолеть детскую застенчивость? В этом как раз помогут специалисты. Психолог поможет в зависимости от запущенности проблемы, её причины, даст рекомендации, наметит пути выхода в конкретном случае.

Если нет возможности взаимодействия с психологом, можно прочитать книги Филиппа Зимбардо «Застенчивый ребёнок» или «Как преодолеть застенчивость». В них найдёте ответы на многие вопросы, которые тревожат родителя застенчивого ребенка. Но самое главное – любить ребенка, каким бы от ни был, быть с ним всегда рядом физически (особенно в дошкольном возрасте) и душевно.

 

Елена Михайловна Лободюк, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)