Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Что такое зависть?  Это когда очень хочется то, чего нет, а есть у кого-то. Часто родители, замечая, что их ребенок начал завидовать кому-либо, не осознают главной, а возможно единственной причины данного концепта – мы не учим ребенка радоваться тому, что у него есть

Далеко не каждый родитель разговаривает с ребенком о том,

  • что у него столько замечательных игрушек, что они у него есть и это уже счастье, потому что есть дети, у которых вообще нет игрушек;
  • он счастливый от того, что у него есть одежда, отдельная комната, дом, родители, бабушка, дедушка, друзья, а есть дети, у которых этого нет;
  •  что он гуляет, ходит в кино, в парк, а у многих детей нет такой возможности, потому что, кто-то болеет, а кто-то вообще не может ходить.
  • А ещё есть дети - сироты, которые живут в детских домах, у которых нет такой любви и заботы близких, какая есть у них.

Далеко не каждый родитель осознает сам, какое количество благ окружает его и испытывает благодарность за то хорошее, что у него есть. Не каждый взрослый способен объяснить   своему ребенку о ценности того, что его окружает.

Зависть разрушает человека изнутри.

Самостоятельно ребёнку сложно понять, что происходит с его телом, с его чувствами, эмоциями. Ребёнок не понимает и не знает, что с этим делать. Сгусток негативной энергии оседает в теле ребёнка и находит выход в таком поведении, как обесценивание других: «Ерунда, я тоже так могу», или: «Ему просто повезло, если бы не кто-то, или что-то, то…», ребенок начинает игнорировать, или избегать взаимодействия с теми, кому он завидует. Такие дети часто ябедничают, жалуются или передразнивают других. Когда ребёнок начинает завидовать, у него включается лампочка ревности. Ему кажется, что станет легче, если он получит такую же вещь, как у того, кому он завидует. Когда ребенок испытывает чувство зависти, он чувствует себя плохо. У всех детей есть природный инстинкт, они всегда чувствуют, что хорошо, а что плохо.

Важно: уровень агрессивности у ребёнка вырастает за секунду, когда у него включается зависть.

Что делать, когда ребёнок начал завидовать?

Прежде всего, необходимо объяснить ребёнку, что такое зависть. Поговорить с ним о его чувствах. Что он чувствует, когда хочет то, чего нет у него, но есть у другого. Ребёнок должен научиться понимать, идентифицировать свою зависть. Осознавать именно то, что в этот момент он испытывает:

  • ему этого очень хочется;
  • ему хочется взять без спроса;
  • хочется отобрать игрушку или сломать её;
  • хочется ударить или обозвать обидным словом того, у кого это есть.

Первое, что нужно делать — это разговаривать с ребёнком.

Разговаривайте, узнавайте, выясняйте, что есть в его теле, что он чувствует, что происходит в его мыслях, когда у него возникает чувство зависти. Если считаете, что вам и вашему ребёнку нужна помощь специалиста - обратитесь к детскому психологу.

Второе, если вы заметили, что ваш ребёнок завидует, куда бы вы ни пошли с ним, берите с собой свои игрушки и несколько конфет (шоколадок, печенья). Вам нужно планировать и предвидеть такие ситуации, когда ребенок что-то захочет, например, на игровой площадке, а другой ребёнок не захочет ему это дать. В таком случае, возможен взаимообмен, появится взаимный интерес, и ситуация спокойно разрешится.

Часто причиной детской зависти является чрезмерное количество материальных благ, которые получает ребёнок от взрослых. Ребенок, которому всё дозволено, который ни в чем не нуждается, и лишь по одному взгляду получает желаемое, не будет ценить и беречь то, что у него есть. Ему всегда будет чего-то мало. Нам знакома ситуация, когда, заходя в магазин, ребенок показывает пальчиком на то, что он хочет. И хочет он и это, и то, и родители ему не отказывают, покупают ему всё это. Такой вариант событий возможен и в том случае, когда занятые родители компенсируют своё внимание к ребёнку покупками вещей. Если уж времени не хватает на игры с ним, походы в лес или на каток, так пусть хоть тогда ни в чем не нуждается!

Важный момент, который в этом случае должны осознавать родители: ценностью для ребёнка становится не время, проведённое с мамой или папой, не лепка, не рисование, не совместная игра или занятие, не совместный весёлый и радостный отдых в кругу семьи, ценностью для ребёнка становятся вещи. Когда у ребёнка смещается внимание на вещи, это всегда заметно. Всем нам знакома ситуация, когда, вместо: «Привет, мама!», мы слышим от него: «А что ты мне купила сегодня?». То есть, мама уже не мама, а «чёкупила». И если это ваш случай, нужно понимать, что это не есть хорошо и с этим нужно что-то делать.

Самое ценное, что мы можем дать своему ребёнку – это эмоциональную близость, заботу и внимание. И в этом случае зависть, по мере взросления ребенка, может послужить мотиватором для достижения определенной цели. Ведь в какой-то мере, зависть к чему-то, это понимание того, чего мы хотим, и, следовательно, зная свои желания, появляются стремления, для их реализации!

 

Инна Анатольевна Высоцкая, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)