Что такое зависть? Это когда очень хочется то, чего нет, а есть у кого-то. Часто родители, замечая, что их ребенок начал завидовать кому-либо, не осознают главной, а возможно единственной причины данного концепта – мы не учим ребенка радоваться тому, что у него есть |
Далеко не каждый родитель разговаривает с ребенком о том,
- что у него столько замечательных игрушек, что они у него есть и это уже счастье, потому что есть дети, у которых вообще нет игрушек;
- он счастливый от того, что у него есть одежда, отдельная комната, дом, родители, бабушка, дедушка, друзья, а есть дети, у которых этого нет;
- что он гуляет, ходит в кино, в парк, а у многих детей нет такой возможности, потому что, кто-то болеет, а кто-то вообще не может ходить.
- А ещё есть дети - сироты, которые живут в детских домах, у которых нет такой любви и заботы близких, какая есть у них.
Далеко не каждый родитель осознает сам, какое количество благ окружает его и испытывает благодарность за то хорошее, что у него есть. Не каждый взрослый способен объяснить своему ребенку о ценности того, что его окружает.
Зависть разрушает человека изнутри.
Самостоятельно ребёнку сложно понять, что происходит с его телом, с его чувствами, эмоциями. Ребёнок не понимает и не знает, что с этим делать. Сгусток негативной энергии оседает в теле ребёнка и находит выход в таком поведении, как обесценивание других: «Ерунда, я тоже так могу», или: «Ему просто повезло, если бы не кто-то, или что-то, то…», ребенок начинает игнорировать, или избегать взаимодействия с теми, кому он завидует. Такие дети часто ябедничают, жалуются или передразнивают других. Когда ребёнок начинает завидовать, у него включается лампочка ревности. Ему кажется, что станет легче, если он получит такую же вещь, как у того, кому он завидует. Когда ребенок испытывает чувство зависти, он чувствует себя плохо. У всех детей есть природный инстинкт, они всегда чувствуют, что хорошо, а что плохо.
Важно: уровень агрессивности у ребёнка вырастает за секунду, когда у него включается зависть.
Что делать, когда ребёнок начал завидовать?
Прежде всего, необходимо объяснить ребёнку, что такое зависть. Поговорить с ним о его чувствах. Что он чувствует, когда хочет то, чего нет у него, но есть у другого. Ребёнок должен научиться понимать, идентифицировать свою зависть. Осознавать именно то, что в этот момент он испытывает:
- ему этого очень хочется;
- ему хочется взять без спроса;
- хочется отобрать игрушку или сломать её;
- хочется ударить или обозвать обидным словом того, у кого это есть.
Первое, что нужно делать — это разговаривать с ребёнком.
Разговаривайте, узнавайте, выясняйте, что есть в его теле, что он чувствует, что происходит в его мыслях, когда у него возникает чувство зависти. Если считаете, что вам и вашему ребёнку нужна помощь специалиста - обратитесь к детскому психологу.
Второе, если вы заметили, что ваш ребёнок завидует, куда бы вы ни пошли с ним, берите с собой свои игрушки и несколько конфет (шоколадок, печенья). Вам нужно планировать и предвидеть такие ситуации, когда ребенок что-то захочет, например, на игровой площадке, а другой ребёнок не захочет ему это дать. В таком случае, возможен взаимообмен, появится взаимный интерес, и ситуация спокойно разрешится.
Часто причиной детской зависти является чрезмерное количество материальных благ, которые получает ребёнок от взрослых. Ребенок, которому всё дозволено, который ни в чем не нуждается, и лишь по одному взгляду получает желаемое, не будет ценить и беречь то, что у него есть. Ему всегда будет чего-то мало. Нам знакома ситуация, когда, заходя в магазин, ребенок показывает пальчиком на то, что он хочет. И хочет он и это, и то, и родители ему не отказывают, покупают ему всё это. Такой вариант событий возможен и в том случае, когда занятые родители компенсируют своё внимание к ребёнку покупками вещей. Если уж времени не хватает на игры с ним, походы в лес или на каток, так пусть хоть тогда ни в чем не нуждается!
Важный момент, который в этом случае должны осознавать родители: ценностью для ребёнка становится не время, проведённое с мамой или папой, не лепка, не рисование, не совместная игра или занятие, не совместный весёлый и радостный отдых в кругу семьи, ценностью для ребёнка становятся вещи. Когда у ребёнка смещается внимание на вещи, это всегда заметно. Всем нам знакома ситуация, когда, вместо: «Привет, мама!», мы слышим от него: «А что ты мне купила сегодня?». То есть, мама уже не мама, а «чёкупила». И если это ваш случай, нужно понимать, что это не есть хорошо и с этим нужно что-то делать.
Самое ценное, что мы можем дать своему ребёнку – это эмоциональную близость, заботу и внимание. И в этом случае зависть, по мере взросления ребенка, может послужить мотиватором для достижения определенной цели. Ведь в какой-то мере, зависть к чему-то, это понимание того, чего мы хотим, и, следовательно, зная свои желания, появляются стремления, для их реализации!
Инна Анатольевна Высоцкая, педагог-психолог
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»