Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
Значение речи в жизни человека чрезвычайно велико. Заикание относится к одному из самых распространенных патологий речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни.

Многие считают, что маленьких детей не беспокоит качество их речи. Но это не совсем верное суждение. Малыши переживают свой недостаток, и иногда болезненно, но эти переживания носят, пока еще эпизодический, ситуационный характер. По мере взросления увеличивается интенсивность речевого общения, понимание значимости речи в жизни ребенка, что в свою очередь ведет к осознанию своего дефекта. Переживания приобретают другое качество, они становятся более систематическими, более мучительными, не редки случаи появления мыслей о самоубийстве. Поэтому при лечении заикания действует неукоснительное правило: «Начинать лечение нужно как можно раньше, чтобы предотвратить развитие болезни».

Что такое заикание?

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Предрасполагающие причины:

- Невротическая отягощенность родителей;

- Невротические особенности ребенка;

- Конституционная предрасположенность;

- Наследственная отягощенность;

- Поражения головного мозга.

Как правило все дети с заиканием имеют нарушения мозжечковых структур, недоразвитие стволовых структур, тех, которые отвечают за ритмизацию. Нарушение кровоснабжения головного мозга. Это проблемы с шеей. 90% детей рождается с подвывихом 1, 2 позвоночников. Пережимаются артерии, вены, поэтому происходит нарушение кровоснабжения. Стволовые, подкорковые и мозжечковые структуры не дополучают питания, происходит недоразвитие этих структур.

Производящие причины:

Анатомо-физиологические:

- Энцефалопатии;

- Травмы головного мозга;

- Органические нарушения головного мозга;

Тяжелое заболевание, такое как – заикание, часто путают с запинками (итерациями), которые свойственны 80% детей в период активного формирования у них фразовой речи (от 2 до 5 лет). Это физиологические итерации (от лат. iterare – повторять)

М.Зееман отмечает, что повторения в речи – признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи.

Это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Активный словарный запас невелик, формы выражения мысли не совершенны т.е. возникают трудности построить грамматически правильно фразу, невозможность произносить сложные по своему слоговому составу слова (велосипедист, трактор и т.д.). Все это связано с недостаточно сформированными артикуляционными движениями. При этом общение ребенка с окружающими сопровождаются обычно высоким эмоциональным подъемом.

Причины физиологических запинок

Психические и социальные:

  • Психотравмы

   Кратковременные и длительно действующие.

  • Родительский фактор

Тревожная обстановка дома: скандалы между родителями, лишняя суровость старших членов семьи по отношению к малышу.

Если ребенка постоянно прерывают не выслушивают его мнения и желания, то постепенно у него формируется рефлексная остановка своей речи.

Запинки в речи малыша также формируются, когда любая его деятельность подвергается критике и осмеянию.

  • Переучивание леворукости
  • Истощение нервной системы

Современные родители стремятся сделать из малыша вундеркинда, не всегда соблюдая меру – перегружают его информацией, чтение сложных длинных текстов, посещение большого количества кружков. Неконтролируемое количество времени, проводимое ребенком с гаджетами, просмотр телевизора. Все это негативно влияет на нервную систему дошкольника.

Задержка речевого развития

До 1 года у ребенка должны появиться несколько лепетных слов; в 1,5 года – 15-20 лепетных слов. Если в 2 года отсутствует речь – это повод обратиться к неврологу и логопеду.

  • Неблагоприятное речевое окружение

Подражание заикающимся членам семьи, детям в детском саду, школе и т.д.

  • Перегрузка речевым материалом

Заучивание большого количества стихотворений, не соответствующих содержанию и объему возраста ребенка.

  • Полиглоссия

Многоязычие – использование двух или более языков, либо отдельным говорящим, либо обществом говорящих.

  • Неправильное формирование речи в детстве

Речь на вдохе, скороговорение.

Запинки не судорожного характера могут перерастать в запинки судорожного характера!!!

Необходимо обследовать ребенка, найти причину нарушения речи. Обратиться к специалистам: остеопату, неврологу, психологу. Затем только начинать коррекционные занятия, которые будут направлены на устранение итераций или заикания.

Сходство и различия итераций и заикания

Итерации

1. Многократное повторение отдельных звуков, слов, предложений;

 

2. Прерывание речи молчанием.

Заикание

1. Многократное повторение отдельных звуков или звукосочетаний.

 

2. Прерывание речи судорогой.

 

3. Напряженное произнесение отдельных звуков или звукосочетаний.

 

Место запинок во фразе

Итерации

1. Определенного места не имеют.

  Могут в конце, в середине слова. Причем не после паузы (например, маши-ши-шина).

2. Появляются обычно в сложных по конструкции словах и фразе.

  

Заикание

1. В начале слова, фразы, а также на определенных звуках и звукосочетаниях т, д, к, тр, пр, стр и т.д

Спазм всегда идет на начало речеобразования, речеизвлечения. Это либо сбивка дыхания, либо сбивка на голосовом уровне, либо зажим будет органов артикуляции. Например: «ма.. (судорожныйзажим)…

.шшшшшшшина»

 

Влияние окружающих условий

Итерации

Запинки уменьшаются в незнакомой обстановке, с посторонними людьми.

 

Пришли в гости или на приеме у врача ребенок говорит без запинок.

Почему это происходит?

Ребенок выдает запинки, потому что он возбужден, он захлебывается потоком информации.

При чужом человеке малыш насторожен, он свою речь притормозил. Его артикуляционные возможности совпали с речевым потоком (мыслительным).

Запинки

Запинки усиливаются в незнакомой обстановке, с посторонними людьми.

 

Возникновение нового человека вызывают дополнительное волнение и запинки усиливаются многократно, вплоть до того, что ребенок ничего не может сказать.

 

 

 

 

Отношение детей к своей речи

Итерации

1. Не замечают.

2. Небрежное.

   Детям все равно, их не волнуют запинки в речи.

   Итерации свойственны и взрослым (публичные выступления, доклады и т.д.)

Заикание

1. Замечают, серьезно переживают.

2. Появляются логофобии, вторичные психологические нарушения.

 

Устранение запинок

Итерации

1. Упорядочение поведения и развития речи ребенка.

ü Режим дня

 Отменить все лишние кружки и ненужные занятия (чтение в 4 года, не любимые занятия танцами и т.д.), исключаем гаджеты.

ü Двигательная активность

Логоритмика с нейрогимнастикой, мозжечковая стимуляция, пешие прогулки и т.д.)

2. Консультации у специалистов: психолог, невролог.

3. Занятия с логопедом по коррекции речевых нарушений:

Ø развитие возможностей речевого аппарата.

Ø  коррекция звукопроизношения.

Ø отработка лексико-грамматического строя речи.

Заикание

1. Лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую речевую моторику, на речь и личность в целом.

Необходимо обследовать ребенка, найти причину. Обратиться к хорошему остеопату, подобрать такие препараты, которые эту причину уберут. Затем только занятия со специалистами.

2. Совместная работа логопеда, невролога, родителей, психолога и воспитателя.

Система коррекционной работы с заикающимися по периодам

·        Подготовительный

- Создание щадящего режима;

- Подготовка ребенка к занятиям;

- Показ образцов правильной речи.

·        Тренировочный 

  Воспитание навыков свободной речи и правильного проведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях.

·        Закрепительный

 Автоматизация приобретенных ребенком навыков речи в разнообразных видах речевой деятельности.

 

Необходимо помнить, что ни один из подходов в коррекции нарушенной речи сам по себе не может дать прочных и окончательных результатов. Только длительная кропотливая работа и ответственное отношение к проблеме приведет к успеху.

Речь – не украшение, а великое благо. Хорошая речь может сделать красивым любого человека. Знание и умение пользоваться речевыми правилами сделают стеснительного – смелым, грубого- нежным, беспорядочного – организованным!

 

Чех Оксана Николаевна,

учитель-дефектолог КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)