Опыт коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) показывает целесообразность использования нейропсихологического подхода в коррекции звукопроизношения на фоне активного медикаментозного лечения. В этом случае работа по постановке звука отличается тем, что логопед, опираясь на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, кинестетический), правильно произносимые звуки, и т.д.) соблюдая определенную последовательность, параллельно включает кинезиологические упражнения. На этапах автоматизации и дифференциации педагог добавляя к данным упражнениям речевое сопровождение, формирует у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления ранее дефектного звука, опосредованно влияя на образование каскада нейронных связей между полушариями и отделами мозга |
Что же такое кинезиологические упражнения?
Кинезиология (от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и «логос» (logos), «наука») – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий, тем самым развивая внимание, память, речь, мышление, пространственные представления, общую и мелкую моторику не только у детей, но и у взрослых.
Правила к выполнению кинезиологических упражнений:
- выполнять упражнения необходимо ежедневно;
- продолжительность занятий должна составлять от 5до 30 минут в день в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка;
- необходимо учитывать, что многие движения недоступны некоторым детям с ОВЗ, поэтому важно подбирать упражнения, которые они смогут выполнить.
- все упражнения необходимо выполнять вместе с детьми в игровой форме, создавая ситуацию успеха и положительные эмоции;
- постепенно в ходе работы увеличивать время, темп и сложность упражнений;
- обращать внимание на точность выполнения движений, используя различные виды подсказок.
Кинезиологические упражнения
в коррекции звукопроизношения.
Таблица 1.
Этапы постановки звука |
Направления работы |
Нейропсихологический подход. |
подготовительный этап |
1. Формирование направленной воздушной струи для постановки данного звука. 2. Формирование точных движений артикуляционного аппарата для постановки данного звука: ü С помощью логопедического массажа; ü С помощью артикуляционной гимнастики. 3. Отработка опорных звуков. 4. Развитие фонематического восприятия. Например: выделение данного звука на фоне остальных - игра «Кто внимательней?» |
1. Разучивание и выполнение кинезиологических упражнений с помощью логопеда. 2. Сочетание дыхательных и двигательных упражнений. 3. Подключение к движениям языка движения рук (биоэнергопластика). 4. Освоение балансировочной доски Бильгоу (1, 2 этапы). 5. Включение упражнений с кинезиологическими мячиками на дифференциацию звуков на слух. |
Постановка звука |
1. Уточнение артикуляции звука, обращаем внимание на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, и кинестетические ощущения. 2. Постановку звука: ü по подражанию; ü с механической помощью; ü смешанным способом. |
1. Выполнение кинезиологических упражнений самостоятельно. 2. Освоение балансировочной доски Бильгоу (3, 4 этапы). 3. Дополнение заданий на развитие мышления кинезиологическими позами (например: визуально – ритмические ряды). |
Этапы постановки звука |
Направления работы |
Нейропсихологический подход. |
Автоматизация звука |
1. Закрепление изолированного звука. 2. В слогах. 3. В словах. 4. В предложениях. 5. В связной и самостоятельной речи.
Развитие фонематического восприятия: 1. Выделение данного звука на фоне остальных изолированных звуков. 2. Выделение данного звука на фоне слога (различать слоги с заданным звуком и без него). 3. Выделение данного звука на фоне слова (различать слова с заданным звуком и без него). Нельзя называть слова, в которых есть звуки, сходные по акустическим свойствам! 4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком. 5. Выделение слов с данным звуком из предложения, текста. |
1. Согласование кинезиологических упражнений с речевым сопровождением. 2. Использование аппликаторов Кузнецова и Ляпко, массажного шарика «Су – Джок» и других предметов (прищепок, щёток, ортопедических ковриков и т. д), для стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук, стоп ног усиливая тактильно-кинестетические ощущения при автоматизации звуков. 3. Упражнения с кинезиологическими мячиками на автоматизацию звука. 4. Дополнение заданий на развитие мышления кинезиологическими позами и речевым сопровождением. 5. Включение кинезиологических таблиц на автоматизацию звуков в словах. 6. Дополнение заданий на развитие лексико-грамматического строя кинезиопозами. 7. Освоение балансировочной доски Бильгоу (5, 6, 7 этапы). 8. Сопровождение работы на тренажерах для мозжечковой стимуляции по Бильгоу материалом по автоматизации звуков. |
Дифференциация смешиваемых звуков |
1. Сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и акустическом плане с опорой на слуховой, зрительный и кинестетический образ. 2. Дифференциация в слогах. 3. Дифференциация в словах. 4. Дифференциация в предложениях. 5. Дифференциация в связной и самостоятельной речи. |
1. Кинезиологические упражнений с речевым сопровождением на дифференциацию смешиваемых звуков. 2. Использование при дифференциации звуков аппликаторов Кузнецова и Ляпко, массажного шарика «Су – Джок» и др. предметов. 3. Упражнения с кинезиологическими мячиками на дифференциацию звуков. 4. Задания на развитие мышления с кинезиопозами и речевым материалом. 5. Кинезиологические таблицы на дифференциацию звуков в слогах, словах. 6. Развитие лексико-грамматического строя с использованием кинезиопоз. 7. Работа на тренажерах для мозжечковой стимуляции по Бильгоу с использованием речевого материала по дифференциации звуков. |
Примечание к таблице 1: выделенный жирным шрифтом текст является материалом последовательной работы по дифференциации смешиваемых звуков (подготовительный (красный) и основной (черный) этапы) при коррекции звукопроизношения.
В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, по исправлению звукопроизношения, учителя-логопеды уделяют пристальное внимание дифференциации звуков, тем самым закладывая фундамент для успешного обучения грамоте ребенка в школе. Конечно, есть ребята, которые в процессе автоматизации свободно вводят в спонтанную речь поставленный звук. Тем не менее, чаще всего дети заменяют близкие по звучанию или артикуляции звуки. Поэтому необходимо продолжать коррекционную работу, в ходе которой ребенок научится различать смешиваемые звуки, а также правильно употреблять их в любых ситуациях речевого общения, т. е. дифференцировать звуки.
Дети в основном путают фонетически близкие звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и звуки, входящих в их состав. Например: [б] — [п], [д] — [т], [г] —[к], [з] — [с], [ж] — [ш], [с] — [ш], [з] — [ж], [ц] — [с], [ч] — [т], [ч] — [щ] и т. д. Поэтому важная роль отводится подготовительному этапу дифференциации звуков, который красной линией проходит на протяжении всей логопедической работы над постановкой звука, в ходе которого у ребенка формируются элементарные навыки фонетического анализа.
Основной этап дифференциации смешиваемых звуков, производится с помощью их сопоставления. Осуществляется данный этап после автоматизации поставленного звука в речь, в той же последовательности, то есть сначала ребенка учат дифференцировать отдельные, изолированные звуки, затем – их же, но уже в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Только на основном этапе дифференциации включают слова со смешиваемыми звуками (Саша, сушка и т.д.), которые опускали при автоматизации.
Для эффективности на каждом этапе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения включаем кинезиологические упражнения.
Игры – упражнения
на дифференциацию звуков в слогах.
«Кулак – ладонь»
Цель: дифференциация звуков [З] – [С] в слогах.
Инструкция:
Вариант 1. Правая (левая) рука лежит на столе или на коленях ладошкой вниз, сжимаем в кулак и произносим слог ЗА, затем разжимаем кулак и произносим слог СА. Движения по мере усвоения можно ускорять. Повторяем 5раз для каждой руки.
Вариант 2. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз. Правая рука сжита в кулак, левая остаётся ладошкой вниз – ЗА. Затем смена рук, то есть одновременно правая распрямляется, а левая – сжимается в кулак – СА. Смена рук – ЗО, смена рук – СО. Смена рук – ЗУ, смена рук – СУ, и т.д. Движения по мере усвоения можно ускорять.
Аналогично используем кинезиологические упражнения: “Колечко”, “Лизгинка”, “Ухо – нос”, “Перекрестное марширование” и другие.
«Пальчики здороваются»
Цель: дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах.
Инструкция:
Обе руки сжаты в кулачки. Поочередно разгибаем пальчики. Начинаем с большого пальца правой руки и произносим – ЖИ, большой палец левой руки – ШИ. Разгибаем указательный палец правой руки – ЖУ, указательный палец левой руки – ШУ. Разгибаем средний палец правой руки – ЖО, средний палец левой руки – ШО. Разгибаем безымянный палец правой руки – ЖЕ, безымянный палец левой руки – ШЕ. Разгибаем мизинец правой руки – ЖА, мизинец левой руки – ША. Затем поочерёдно соединяем одноименные пальцы и проговариваем слоги. Соединяем большой палец правой руки с большим пальцем левой руки и произносим ЖИ - ШИ. Соединяем указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки и произносим ЖУ - ШУ. Соединяем средний палец правой руки со средним пальцем левой руки и произносим ЖО - ШО. Соединяем безымянный палец правой руки с безымянным пальцем левой руки и произносим ЖЕ - ШЕ. Соединяем мизинец правой руки с мизинцем левой руки и произносим ЖА - ША. Звуки путать нам нельзя (соединяем руки в «замок»).
Упражнения с кинезиологическими мячиками.
Кинезиологические мячики выполнены из особого материала, который приятный на ощупь и обеспечивает их высокую прыгучесть. Свистящие звуки от шипящих отличаются артикуляционным положением. Поэтому дифференциация звуков [С] и [Ш], [З] и [Ж] при помощи кинезиологических мячиков, самое веселое развлечение для ребят.
Цель: дифференциации звуков [С - Ш] или [З-Ж], как изолировано, так и в слогах.
Мяч отображает положение языка во рту. При произношении звука [С] язык упирается в нижние зубы, значит, мяч должен удариться об пол. При произношении звука [Ш] язык поднимается вверх и мяч летит вверх.
Исходное положение: спина прямая, ноги на ширине плеч, правая и левая руки сложены «чашечкой», согнуты на уровне талии, от локтя направлены вперед и в центр, ладошки держат мячик мягко.
Инструкция: немного подталкивая, отпускай мяч вниз параллельно вертикальной оси тел и произноси звук [С]. После отскока лови мяч, подхватывая его двумя ладошками в положении «чашечка». Затем произноси звук [Ш] и подбрасывай мяч вверх, а потом лови его двумя ладошками в положении «чашечка».
Аналогично выполняем упражнение на дифференциацию звуков [З-Ж], слогов [СА-ША], [СО-ШО], [ЗА-ЖА] и т. д.
Сначала ребѐнок сам проговаривает и бросает мяч. Потом мячом командует взрослый, показывая направление, а ребенок бросает мяч и проговаривает нужный звук (слог). Можно несколько раз подряд задать движением один и тот же звук. Так будет развиваться ещѐ и внимание. Предложив ребенку поиграть левой (правой) рукой, тем самым усложняем задачу, тренируя ловкость у малыша. Постепенно наращиваем темп. В результате язык ребѐнка приспосабливается быстро принимать необходимое положение.
Дифференциация звуков с помощью
визуально – ритмических рядов.
Дети дошкольного возраста должны уметь устанавливать несложные закономерности. Например, продолжать ряд предметов (рисунков), выбрав для этого подходящие предметы (рисунки), которые не нарушают заданной закономерности. Таким образом, малыш выкладывает визуально – ритмический ряд, который замечательно подходит для дифференциации звуков в слогах. С помощью визуально – ритмического ряда ребенок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему переключаться с одного слога на другой.
Визуально – ритмический ряд может быть в трех плоскостях (от простого к сложному):
- горизонтальный ряд;
- вертикальный ряд;
- окружность.
Последовательное выкладывание предметов для дошкольников предлагается в соотношении: 1:1(2-3 года), 2:1, 1:1:1, 1:2 (4-6лет).
Этот приём дифференциации звуков особенно хорошо зарекомендовал себя при работе с детьми с нарушением слуха.
Цель: дифференциации звуков [Д-Т], как изолировано, так и в слогах.
Ход работы:
- Взрослый выкладывает четыре предмета, затем спрашивает: «Что дальше?» Ребенок должен понять заданную последовательность и продолжить её.
- С опорой на выложенную последовательность по договоренности добавляем движения (например: «пистолет» - «зайка» - «пистолет» - «зайка» и т. д.)
- Добавляем речь – переключение со звука на звук, со слога на слог.
Если ряд 1:1, то добавив звуки, получится так: ДА-ТА-ДА-ТА….
Упражнения с использованием аппликатора Кузнецова.
Использование аппликаторов Кузнецова и Ляпко при автоматизации и дифференциации звука, имеют более стойкую эффективность, так как стимуляция рецепторных зон кистей обеих рук усиливает тактильно-кинестетические ощущения. При произношении звуков в слогах, словах ребенок, знающий буквы осуществляет последовательные нажимы на аппликаторе, которые можно заменить другими предметами (щеточками, крышечками из-под сока, прищепками и так далее.)
Цель: дифференциации звуков [Р-Р’], [Л-Л’] и другие в слогах.
инструкциоговариваемся с ребенком, что
Пальцы рук |
Правая рука |
Левая рука |
Большой |
А |
Я |
Указательный |
О |
Ё |
Средний |
У |
Ю |
Безымянный |
Э |
Е |
Мизинец |
Ы |
И |
Затем последовательно отрабатываем следующие задания:
- Отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимай подушечки пальцев сначала правой (если ребенок – левша начинаем выполнять задание с левой руки), затем левой (правой) руки.
- Прижимай и одновременно чётко произноси гласные звуки (на данном этапе отрабатывают точность движений, их ритмичность, плавность). Можно разнообразить задания: произноси звуки как мишка (правая рука) и мышка (левая рука), мама и ребенок, весело и грустно.
- Далее осуществляем дифференциацию звуков в слогах. Ребенок прижимает палец к аппликатору и одновременно называет слог.
Пример: дифференциация слогов со звуком [Р] и [Р’]
Пальцы рук |
Правая рука |
Левая рука |
Большой |
РА |
РЯ |
Указательный |
РО |
РЁ |
Средний |
РУ |
РЮ |
Безымянный |
РЭ |
РЕ |
Мизинец |
РЫ |
РИ |
Благодаря аппликаторам и ортопедическим коврикам мы также можем активизировать рецепторные зоны ступ ребенка.
Желательно подобрать коврики синего цвета для твердого звука и зеленого – для мягкого. Зрительной опорой являются буквы по верхнему краю ковриков. Ребенок встаёт на ортопедический коврик, и одновременно чётко произноси сначала гласные звуки, а затем слоги.
В результате проведенной работы ребенок почувствует разницу в положении своих артикуляторных органов при произнесении того или иного звука, научится четко отличать один звук от другого на слух, будет правильно произносить смешиваемые звуки в свободной речи, улучшит моторику и повысит свой интеллектуальный уровень.
Светлана Владимировна Логинова, учитель-логопед
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»