![]() |
Дислексия – это специфическое нарушение обучения, характеризующееся трудностями в устной речи, чтении, написании слов или текста. Она проявляется затруднением в распознавании слов, прочтении текста и обработки языковой информации (инструкции). Несмотря на то, что дислексия может значительно усложнить процесс обучения, её наличие не говорит о низком уровне интеллекта. Люди с дислексией могут быть весьма талантливы и успешны в различных областях |
Признаки дислексии
Дислексия может проявляться в различных формах и ее признаки могут варьироваться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.
У детей, страдающих дислексией, могут наблюдаться следующие симптомы:
- Трудности с освоением базовых навыков чтения и письма, не понимание прочитанного;
- Замедленное развитие фонематического осознания – навыка, необходимого для понимания, как звуки формируют слова;
- Проблемы с правописанием, путаницей в буквах и словах, при этом разные ошибки в одном и том же слове;
- Затруднения с запоминанием информации, особенно в связи с чтением, такие как заучивание стихотворений или правил;
- Сложности с выполнением устных заданий (инструкций) и выражением мыслей.
У школьников дислексия может сказаться на учебной деятельности и успешности в ней.
Причины дислексии
Причины дислексии до конца не изучены. Исследования показывают, что определенные участки мозга, отвечающие за языковые функции, могут функционировать иначе у людей с дислексией.
Диагностика
Процесс определения дислексии включает в себя комплексное психолого-педагогическое обследование. Специалисты, как правило, опрашивают родителей и учителей, проводят диагностические пробы, тестирование детей для оценки способности чтения и письма, а также учитывают общее развитие ребенка и его учебные достижения. Раннее обнаружение дислексии (старший дошкольный, младший школьный возраст) может сыграть ключевую роль в успешной коррекции и поддержке.
Поддержка и коррекция
На сегодняшний день существует множество подходов к обучению детей с дислексией. К ним относятся:
- Индивидуальные программы обучения, которые учитывают особенности восприятия информации. После того, как получено заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), которое отражает состояние ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП) и содержит рекомендации по адаптации общеобразовательной программы. ФГОС НОО ОВЗ (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) – это специальная образовательная программа, которая может помочь ребенку получить качественное образование, учитывающее его трудности.
- Использование специализированных методов чтения, таких как фоническое обучение, помогающее ребенку понимать связь между буквами и звуками.
- Технологические инструменты, такие как текстовые процессоры, программы для преобразования текста в речь и приложения для улучшения навыков письма и чтения (Скороговорун, Филворды, Орфография, и т.д.).
Помимо специальной педагогической поддержки важно создать комфортную и поддерживающую среду для детей с дислексией. Привлечение специалистов, таких как логопед, психолог и дефектолог, позволит осуществить коррекционную помощь ребёнку и грамотную консультацию родителям и учителям. Понимание дислексии как особенности, а не недостатка, помогут родителям, учителям и самому ребенку укрепить уверенность и мотивацию к обучению.
Дислексия – это не приговор, а вызов, с которым сталкиваются дети и их родители. Применение комплексного подхода, включающего раннее выявление, поможет создать правильное, гармоничное обучение и поддержку, а также может помочь в предотвращении последствий дислексии. Важно помнить, что каждому ребенку нужна индивидуальная поддержка, поэтому адаптация методов в зависимости от его потребностей является ключевым элементом на пути к успешному обучению. Правильное понимание, обучение и коррекция способствуют развитию необходимых навыков у детей и уверенности в себе. Совместными усилиями специалистов и родителей можно создать условия, при которых дети с дислексией смогут не только учиться, но и преуспевать в учебной деятельности и жизни.
Наделяева Татьяна Николаевна, учитель-дефектолог
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»