Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
Трудно встретить 7-8-летнего ребенка, не желающего идти в школу. Практически все дети хотят учиться и это физиологично, все они хотят быть хорошими учениками

Но сталкиваясь с трудностями, например, такими как неграмотная письменная речь, жизнь ученика усложняется, приводит к плохим оценкам в школе. Многие родители удивляются: «мой мальчик знает все правила, но пишет с ошибками».

Большая вероятность, что у ребенка дизорфография. Есть ли способы ее коррекции? Давайте разберемся.

Дизорфография – это неумение ребенка на письме применять правила, которые он хорошо знает, т.е. отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ученик не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить.

Самые распространенные типы орфографических ошибок у детей с дизорфографией:

  • неправильно пишут безударные гласные, проверяемые ударением: «лисной» вместо «лесной»;
  • неправильно ставят гласные в падежных окончаниях существительных: «к тети» вместо «к тете»;
  • путают личные окончания глаголов: «строют» вместо «строят»;
  • ошибаются в написании гласных Ы, И, А, У после шипящих и Ц: «жыл» вместо «жил»;
  • неправильно пишут словарные слова: «карова» вместо «корова»;
  • путают буквы З и С в приставках: «безпричинный» вместо «беспричинный»;
  • часто ошибаются в написании гласных в суффиксах существительных, прилагательных и глаголов: «серебреный» вместо «серебряный»;
  • допускают ошибки в приставках пре- и при-: «прикрасный» вместо «прекрасный».

Что необходимо ребенку уметь, для успешного обнаружения орфограмм?

  • владение морфологическим анализом слов;
  • достаточный лексический запас;
  • способность выбирать необходимые проверочные слова по грамматическим признакам.

Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних, и старших классах. Особый род дизорфографии представляет собой неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с данными нарушениями особо нуждаются в помощи специалиста – логопеда.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на:

  • речевое развитие детей;
  • на формирование познавательной деятельности;
  • затрагивает эмоционально-волевую сферу;
  • затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

Дизорфография, как отдельное нарушение письменной речи, была выделена лишь в начале 21 века. В прежние времена количество орфографических ошибок у школьников указывало на индивидуальные способности к обучению и общее развитие. Современные же идеи о специфических расстройствах обучения, таких как дислексия и дисграфия, дизорфографию изучали как часть дисграфии.

Дислексия – это трудности в распознавании отдельных букв и слов, сопоставлении букв со звуками, которые влияют на способность человека читать и писать.

Дисграфия – расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания.

При всех формах дисграфии есть специфические дисграфические ошибки - нарушение фонетического принципа письма и есть орфографические ошибки т.е. нарушение морфологического и исторического принципов.

За орфографическими ошибками стоят как общие, так и специфические механизмы. При разных формах дисграфии общим механизмом является высокая энергоемкость неавтоматизированного письма. Когда мы учимся какому-то двигательному навыку, например, осваиваем езду на велосипеде, управление автомобилем, навык еще не автоматизирован, поэтому он очень энергоемок, и мы быстро устаем. Так вот у детей с дисграфией письмо очень энергоемко. У него возникают проблемы с распределением внимания, распределением ресурсов между разными составляющими процесса письма, поэтому у ребенка могут возникнуть ошибки, связанные с его слабым компонентом.

При регуляторной дисграфии частным механизмом недостаточного освоения морфологического принципа, являются проблемы орфографической зоркости. А с другой стороны - ошибки из-за накладывания других компонентов, т.е. орфографические ошибки, из-за несоблюдения орфографических правил, потому что это превышает его энергетический лимит, который есть у школьника. Это частный случай ориентировки в задании - недостаточная рабочая память, тенденция к упрощению программ, приводят к ошибкам, не смотря на знание правил.

Как нужно работать?

  • Ребенок не должен быть утомлен. Стараться подбирать способ и время занятий такое, когда он активен;
  • Тренировать навык программирования и контроля, как на материале письма, так и на другом материале.

Трудности акустико-артикуляторной дисграфии, частным механизмом которой является недостаточное освоение морфологического принципа, являются проблемы актуализации родственных проверочных слов. Это частный случай лексических трудностей, актуализации слов. Они автоматически не всплывают требуют дополнительного произвольного поиска, а из-за ограниченного энергетического ресурса произвольный поиск не производится. Поэтому дети ошибаются и пишут – «вышил», когда речь идет о том, что кто-то «вышел».

Виды коррекционной работы:

  1. Работа над звуковым анализом.
  2. Формирование правильного произношения звуков и слов. Работа над звукопроизношением, различением слогов, составлением новых слов из слогов.
  3. Работа над словарем:
  • поиск родственных слов;
  • вставка в предложение пропущенного слова, подбор антонимов, синонимов;
  • выстраивание семантических пропорций (ЯБЛОКО = ДЕРЕВЬЯ);
  • работа над различением предлогов;
  • работа над различением частей речи;
  • составление предложений по определенной, постепенно усложняющейся, схеме;
  • обучение различать падежи, рода, числа разных частей речи;
  • обучение различать время глагола и согласовывать его с подлежащим;
  • работа над выделением корней слова и созданием однокоренных слов;
  • написание изложений (прочитанного текста или просмотренного мультфильма) и описаний (изображения на картине или фотографии).
  1. Работа над слухоречевой памятью;
  2. Чтение книг, это расширяет словарный запас и улучшает память.

При зрительно-пространственной дисграфии недостаточно осваивается прежде всего исторический и морфологический принцип письма. И все это связанно с проблемой овладения целостным зрительным образом слова (гештальтом), обусловленную слабостью холистической стратегии. Ребенок компенсирует ее, пользуясь фонетическим принципом.

Виды коррекционной работы:

  1. Развитие зрительно- пространственного восприятия;
  2. Развитие пространственного мышления;
  3. Развитие умения самоконтроля.
  4. Доведение правильного письма до автоматизма.
  5. Чтение книг, так как ребенок постоянно видит слова и постепенно запоминает их написание визуально.

Коррекция дизорфографии – длительный процесс, который обычно занимает несколько лет. Работа должна включать специальные упражнения как на освоение записи звуков в сильных позициях (это то что делают логопеды, борясь с дисграфиями), так и на развитие базовых навыков орфографического письма.

Помните о том, что грамотная письменная речь не только позволит нашим детям получать хорошие оценки в школе, но и поможет им правильно выражать свои и понимать чужие мысли, хотя занятия, направленные на коррекцию этого дефекта, могут быть сложными и утомительны.

Успехов ВАМ!!!

 

Оксана Николаевна Чех, учитель-дефектолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

 

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)