![]() |
Роль домашних животных в семье многим известна. Они положительно влияют на эмоциональный фон человека, воспитывают положительные личностные качества, например доброту, заботу о ближних. Кроме того, домашние животные могут быть друзьями и помощниками человека. В чем же заключается положительное влияние домашних животных на ребенка с особенностями в развитии? |
Дети с особенностями в развитии зачастую имеют ряд трудностей, из-за которых их внутренняя и внешняя активность ограничены. Эти особенности развития становятся причиной стресса, раздражительности или замкнутости.
Большинство психологов и педагогов, работающих с такими детьми, согласны с тем, что немаловажную роль могут иметь домашние животные – стабилизировать эмоциональный фон, освоить многие навыки, улучшить жизнь и здоровье.
- Обеспечат общение.
Бывает так, что у детей с ограниченными возможностями здоровья не складываются дружеские отношения со сверстниками, от чего они могут чувствовать одиночество и изолированность. Питомец, конечно, не заменит полноценное общение, но поможет сгладить эти переживания.
2) Помогут уменьшить стресс и беспокойство.
Поводов для тревоги и стресса может быть много. А дети с ограниченными возможностями часто ощущают эту тревогу на другом уровне. Спокойное поведение и любовь, животного может вызвать ощутимое снижение уровня стресса у детей.
3) Помогут поддерживать физическую активность.
Животные, особенно которые требуют выгула, побуждают детей заниматься физической активностью и проводить время на свежем воздухе, что полезно для здоровья.
4) Помогут развить социальные навыки.
Исследования показали, что животные оказывают положительное влияние на социализацию детей с особенностями в развитии, в том числе с расстройством аутистического спектра. Отмечается, что дети становятся более контактными, разговорчивыми, улыбчивыми, доброжелательными.
5) Научат ответственности.
Уход за домашними животными включает в себя кормление, купание, выгул, уход за шерстью, игры (многие животные требуют внимание хозяев) и т.д. Важно поручать детям посильные обязанности по уходу за животными.
6) Способствуют сенсорному развитию.
Животные могут быть разными: с шерстью и без, гладкие или мохнатые, с мокрым носом, шершавым языком, большие или маленькие, тяжелые и легкие, издавать разные звуки и запахи. Когда ребенок взаимодействует с животным, происходит развитие сенсорных систем (осязательной, слуховой, обонятельной, зрительной).
Это лишь несколько вариантов того, как домашние животные могут благотворно влиять на жизнь и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от диагноза, но с учетом индивидуальных особенностей.
Чего стоит предостерегаться?
Стоит учитывать возможное наличие у животных инфекционных заболеваний.
Кроме того, некоторые дети просто боятся животных. В таком случае стоит привлекать ребёнка к общению с животным постепенно, осторожно. Можно вместе посетить зоопарк, зоомагазин или просто прогуляться по парку, улице, там часто встречаются животные.
Важно исключить наличие аллергии у детей, а лучше всех членов семьи, до того, как животное появится дома. Стоит сдать анализы в лаборатории и посоветоваться с аллергологом по данному вопросу.
Также существует метод лечения с помощью животных – ПЕТ-терапия, где специально обученные животные с инструктором определенным образом взаимодействуют с пациентами. Психологи и сторонники ПЕТ-терапии считают, что приобретение домашних животных имеет огромное значение в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
ПЕТ-терапию предлагают практиковать при наличии различных патологий и заболеваний. В большинстве случаев ПЕТ-терапия проводится для детей с аутизмом, детским церебральным параличом (ДЦП), эпилепсиями, а также при синдроме Дауна. В нашей стране данного вида терапия проводится индивидуально, по назначению врача.
Лободюк Елена Михайловна, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»