Современные дети всё чаще отдают предпочтение цифровым развлечениям вместо подвижных игр и электронным устройствам вместо обычных предметных игрушек |
Тем не менее, любовь к небольшим, ярким предметам у них всё же сохранилась. Практически у каждого ребёнка в домашнем арсенале можно встретить яркие пупырки, гибкие гофрированные трубки, всевозможные мякиши, спиннеры, лизунов, слаймы, гнущиеся палочки и прочие бестолковые, на первый взгляд, вещи, которые на английский манер называют фиджетами.
«Fidget» в переводе с английского языка означает «ёрзать», «вертеться», «егозить», «беспокоиться». То есть всё, что можно вертеть в руках, перебирать пальцами и теребить называют фиджетами. Сейчас подобную игрушку можно купить в любом магазине.
Но, если традиционные игрушки помогают ребёнку познавать окружающий мир, способствуют возникновению целенаправленной, осмысленной деятельности, то фиджет-игрушки, в лучшем случае, помогают успокоиться и отвлечься от каких-то внешних или внутренних раздражителей. Ведь не зря в народе их называют «антистресс».
Действительно ли фиджеты бесполезны и даже вредны?
Научно доказанные данных о пользе или вреде фиджет-игрушек отсутствуют. Но использование игрушек данного вида в педагогике не раз показало свою эффективность.
В первую очередь с помощью фиджетов развиваются тактильные ощущения, потому что это сенсорные игрушки. Как правило, их легко можно мять, крутить, щёлкать, гнуть, растягивать, катать и т.д.
Например, всем известная «вечная пупырка» (pop it) – универсальный инструмент, который можно взять за основу многих развивающих игр. Например, его можно использовать как игровое поле для повторения количественного и порядкового счёта, а также закрепления пространственной ориентировки. В строчках поп-ита с помощью мелких цветных помпонов или бусин можно обучать детей последовательности. Обычно пупырки имеют яркий градиентный цвет. Можно предложить детям сортировать те же помпоны или шарики по цветам ячеек, заодно и развивать мелкую моторику автоматически придётся. Отличная игра получается и на поиск спрятанного под пупыркой твёрдого предмета, при условии, что коврик лежит на столе или на полу и его нельзя поднимать.
Мякиши или давилки можно использовать и для пальчиковой гимнастики, и как материал для игры в «Волшебный мешочек», и как предмет-сюрприз при прохождении лабиринта, выполнении задания или просто в конце занятия.
Гофротруба тоже интересна. С её помощью можно изучать понятия «короткий» - «длинный»; запускать по ней разные предметы, конструировать из нескольких трубок объёмные цепочки, и даже организовать поиск чего-либо, превратившись в одноглазого пирата с подзорной трубой.
И это далеко не весь список интересных игр, от которых дети остаются в полном восторге.
Таким образом, в умелых руках креативного взрослого фиджеты можно использовать в качестве дополнительного материала или стимула для повышения мотивации детей на любых занятиях.
Юлия Викторовна Коняева, учитель-дефектолог
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»