Одной из важных задач подготовки ребенка с ограниченными возможностями к успешной адаптации в обществе является развитие коммуникативных навыков |
Пока ребёнок общается дома с мамой, папой, бабушкой сложностей может быть не заметно и это не вызывает особой тревоги в его развитии. Но когда ребёнок приходит в детский сад, начинаются сложности с коммуникацией, потому что общение со сверстниками намного сложнее чем с близкими людьми. Дети могут не идти на встречу друг другу, пытаться проявить свои лидерские качества. Они могут быть неуверенными в себе, стесняться. У них может присутствовать страх от громких звуков, большого количества детей, не знакомых людей, могут быть агрессивными, упрямыми, неуравновешенными.
Эффективным инструментом в развитии коммуникативных навыков у детей является игровая деятельность. К тому же игра способствует развитию личностных качеств ребенка, таких как ответственность, самостоятельность, активность; физических и творческих способности, формирование которых влияет на качество коммуникаций. Для этого нужно создавать условия для пробуждения интереса к игре, поддерживать положительный эмоциональный настрой ребенка, поддерживать инициативу его игровых действий. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности, познаёт окружающий мир, входит в мир социальных отношений.
Игровая деятельность в развитии детей выполняет такие функции, как:
- воспитательные: дети усваивают нормы и правила поведения, развиваются волевые качества, чувства сопереживания, помощи друг другу;
- развивающие: физическое и умственное развитие ребенка;
- функции развития речи: учатся говорить, выражать свою мысль, просьбы;
- познавательные: знания об окружающем мире.
Какие же бывают игры?
- Сюжетно-ролевые игры – это самая наивысшая и главная форма развития игры ребенка. Именно в сюжетно ролевых играх маленький ребёнок может на себя брать и проживать различные роли из социальной жизни. Уровень развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте влияет на успешность будущей социализации ребенка. В игре ребенок учится договариваться, учитывая желания и особенности других, но отстаивая в то же время свои. Таким образом, сюжетно-ролевая является таким видом деятельности, в котором ребенок получает разнообразный социальный опыт.
- Сенсорные игры. Они направлены на развитие чувственных ощущений ребенка: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, обонятельных, вкусовых, а также на создание положительного эмоционального настроя. Проведение социально-организованных сенсорных игр с детьми с особенностями в развитии может дать новые возможности для установления контакта с ними.
- Подвижные игры – это ритмичные игры, включающие в себя повторяющиеся движения с звонкими звуками и словами. Через подвижные игры происходит не только физическое развитие, но и развитие коммуникативных навыков, навыков культурного поведения, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие познавательной деятельности, развитие моторики и двигательной сферы.
- Сюжетные игры и игры-драматизации. Направлены на социальное развитие детей. В таких играх с детьми разыгрываются сюжеты сказок, историй, рассказов. В сюжетных играх дети учатся изображать взаимодействия персонажей, учатся понимать чувства других, сопереживать им. Также они знакомятся с понятиями «смелый-трусливый», «добрый-злой», «щедрый-жадный» и другими.
- Дидактические и развивающие игры – это игры, направленные на развитие умственных способностей, изучение формы, цвета, классификации предметов. К ним относятся и настольные игры «Домино», «Лото», «Мозаика», различные виды вкладышей, пирамидок, сортеров. При групповой работе с такими играми дети учатся соблюдать очередность выполнения игровых действий друг за другом, удерживать внимание на действиях других, учитывать игровое действие других детей и подстраиваться под него, планирую свой ход, адекватно реагировать на ситуации успеха и неуспеха (проигрыша).
- Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произношением стихотворений). Работа в парах поможет установлению контакта, сплочению, умению действовать сообща.
Играя, мы наполняем жизнь детей с особыми образовательными потребностями яркими эмоциями и полноценными социальными контактами.
Предлагаем несколько вариантов игр для развития коммуникативных навыков:
Игра «Возьми игрушку»
Цель: развивать навыки общения, умения произносить просьбу.
Описание игры: Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Взрослый просит «возьми, пожалуйста … (куклу, пирамидку, мишку, зайчика, машинку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки, тот водит.
Игра «Переправа»
Цель: учить детей проявлять взаимовыручку и взаимопомощь.
Описание игры: Дети сидят с одной стороны комнаты. На полу чертится голубой полосой линия - река. Детям дается по две дощечки – мостики. Нужно перейти по этим дощечкам на другой берег.
Дидактическая игра «Догони словечко»
Цель игры: развивать навыки общения, уверенность в себе. Описание игры: Взрослый говорит ребенку начало предложения, ребёнок должен его закончить, например: «Я люблю…», «Я могу…», «Я хочу…» и т.д. Если ребёнок не разговаривает, дать ему возможность показать это.
Дидактическая игра «Волшебные слова»
Цель игры: развивать умение говорить вежливые слова и уметь их использовать в общении.
Описание игры: Дети садятся или стоят в кругу. Бросают или передают друг другу мяч, называя вежливые слова: спасибо, пожалуйста, благодарю, здравствуйте, до свидания, будьте любезны, извините, простите и др.
Игра драматизация «Теремок»
Цель игры: воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать умение выражать интонацию, мимику, движение.
Описание игры: Построить дом-теремок с детьми из модульного конструктора. Взрослый рассказывает сказку, а дети включаются в игру по ходу сказки, теремок ломается медведем. В конце игры предлагается детям снова построить новый теремок – дом.
Игра «Юный повар»
Цель игры: воспитывать у детей умение слышать, слушать, развивать словарный запас.
Описание игры: Дети становятся в круг – это миска для салата. Взрослый дает инструкцию: «Сейчас мы будем с вами делать салат «Винегрет». С детьми вспоминают, какие овощи кладутся в салат, демонстрируя их наглядным пособием. Каждый ребёнок выбирает каким овощем он будет. Взрослый называет овощ, который он хочет положить в миску. Ребёнок – узнавший свой овощ садится в середину круга. Игра продолжается до тех пор, пока все овощи не окажутся в миске.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» – В.А. Сухомлинский (советский педагог-новатор, детский писатель).
Изучая поведение детей во время использования игровых методик для совершенствования коммуникативных способностей, можно наблюдать возникновение живого интереса у детей: они проявляют позитивные эмоции и открываются к общению. В атмосфере игры дети становятся менее застенчивыми, их энтузиазм растет, настроение улучшается, что ведет к повышению общей активности.
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в игровые процессы для развития коммуникабельности существенно сказывается на последующем обучении и успешной интеграции во взрослую жизнь. Игры выступают мощным инструментом, способствуя формированию уверенных и открытых личностей: дети становятся более общительными, свободно выражающими свои мысли, что напрямую влияет на их социальную адаптацию и всестороннее развитие.
Отверченко Елена Николаевна, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»