![]() |
![]() |
![]() |
Развитие конструктивных способностей одна из важных задач в воспитании детей. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, способствующей совершенствовать умственные и творческие способности ребенка.
В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками, развивается умение анализировать формы предметов, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, самостоятельность в решении поставленных задач). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе и приносит пользу в формировании жизненно важных качеств личности каждого ребенка.
Термин «конструирование» (от латинского слова construere) обозначает построение. Конструирование, прежде всего вид прикладной деятельности. Ребенку с раннего возраста, должна быть предоставлена возможность творить, созидать. Доступная развивающая форма - игра. Ребенок, играя, неосознанно приобретает нужные навыки, в игре быстрее идет познавательно - развивающий процесс.
Задача родителей:
- развить интерес ребенка к конструированию;
- создать условия и материальное обеспечение;
- принимать активное участие в совместных играх и занятиях с ребенком;
- позитивно относится к интересам ребенка.
Игры и материалы для детского конструирования имеют масштабное разнообразие:
- наборы для совместных игр с ребенком «Сделай как я»;
- мозаики, пазлы, пирамиды;
- лего-конструкции, строительные модули;
- настольные игры – «Выложи сам», «Собери сам» - знакомят детей с геометрическими формами, простыми - круг, треугольник, квадрат и сложными - конус, цилиндр, куб;
- модульные головоломки;
- тематические картотеки, логические блоки.
Конструктивные задачи для детей старшего возраста:
- конструирование школьных дидактических наглядных пособий;
- конструирование из строительных материалов;
- моделирование судов;
- моделирование летательных аппаратов;
- создание робототехники;
- конструирование в проектной компьютерной деятельности.
Конструирование присутствует в детском творчестве, в декоративно-прикладном искусстве. Детское творчество самый доступный по возможностям способ развития детей.
Различные виды творчества способствуют развитию конструктивных навыков и умений ребенка.
Бумагапластика – создание поделок из различных видов бумаги, картона:
- объемных фигурок животных, сказочных персонажей, цветов, деревьев;
- конструирование замков, дворцов, исторических объектов.
Конструирование архитектурных строений - развивает математические и аналитические способности детей, появляется интерес к истории.
Доступно конструирование из природного материала. Это еще одна возможность совместной деятельности и общения родителей с ребенком. Собирать шишки, веточки, семена, заготавливать гербарии, а потом придумывать и осуществлять поделку, интересное и полезное занятие.
Конструировать можно из ненужных бытовых предметов (бросового материала). Дети с удовольствием конструируют машинки из коробочек, самолеты и корзинки из пластиковых бутылок, в ход идут палочки от мороженного, пробочки и пуговицы.
Творчество помогает сформировать образное мышление, приобрести графические навыки, развивает моторику кистей рук, обогащает словарный запас, формирует когнитивные способности.
Зачастую у детей с ОВЗ наблюдается проблемы в развитии конструктивных способностей:
- низкий уровень восприятия форм;
- снижен показатель пространственных представлений;
- неустойчивое внимание;
- снижен уровень познавательной активности, работоспособности;
- часто нарушена двигательная функция рук;
- отсутствие навыков социализации (ребенок неспособен играть в группе сверстников).
Поэтому игры и задания для таких детей, должны иметь необременительный характер. Подход педагогов и родителей к подбору дидактического, развивающего материала такому ребенку, дифференцированный, нагрузки снижены согласно медицинским показателям. Конструирование важно и показано при любых отклонениях в состоянии здоровья детей.
Конструирование включает в себя задачи:
- Образовательные - обучает основам моделирования, формирует понятия о свойствах предметов, развивает пространственный гнозис.
- Воспитательные - развивает эстетику и нормы поведения.
- Развивающие - развивает сенсомоторные, когнитивные способности.
- Формирует личные качества - мобильность, аналитические и лидерские качества.
Надежда Еремеевна Бильтюкова, инструктор по труду
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»