Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Развитие конструктивных способностей одна из важных задач в воспитании детей. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, способствующей совершенствовать умственные и творческие способности ребенка.

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками, развивается умение анализировать формы предметов, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, самостоятельность в решении поставленных задач). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе и приносит пользу в формировании жизненно важных качеств личности каждого ребенка.

Термин «конструирование» (от латинского слова construere) обозначает построение. Конструирование, прежде всего вид прикладной деятельности. Ребенку с раннего возраста, должна быть предоставлена возможность творить, созидать. Доступная развивающая форма - игра. Ребенок, играя, неосознанно приобретает нужные навыки, в игре быстрее идет познавательно - развивающий процесс.

Задача родителей:

  • развить интерес ребенка к конструированию;
  • создать условия и материальное обеспечение;
  • принимать активное участие в совместных играх и занятиях с ребенком;
  • позитивно относится к интересам ребенка.

Игры и материалы для детского конструирования имеют масштабное разнообразие:

  • наборы для совместных игр с ребенком «Сделай как я»;
  • мозаики, пазлы, пирамиды;
  • лего-конструкции, строительные модули;
  • настольные игры – «Выложи сам», «Собери сам» - знакомят детей с геометрическими формами, простыми - круг, треугольник, квадрат и сложными - конус, цилиндр, куб;
  • модульные головоломки;
  • тематические картотеки, логические блоки.

Конструктивные задачи для детей старшего возраста:

  • конструирование школьных дидактических наглядных пособий;
  • конструирование из строительных материалов;
  • моделирование судов;
  • моделирование летательных аппаратов;
  • создание робототехники;
  • конструирование в проектной компьютерной деятельности.

Конструирование присутствует в детском творчестве, в декоративно-прикладном искусстве. Детское творчество самый доступный по возможностям способ развития детей.

 Различные виды творчества способствуют развитию конструктивных навыков и умений ребенка.

Бумагапластика – создание поделок из различных видов бумаги, картона:

  • объемных фигурок животных, сказочных персонажей, цветов, деревьев;
  • конструирование замков, дворцов, исторических объектов.

Конструирование архитектурных строений - развивает математические и аналитические способности детей, появляется интерес к истории.

Доступно конструирование из природного материала. Это еще одна возможность совместной деятельности и общения родителей с ребенком. Собирать шишки, веточки, семена, заготавливать гербарии, а потом придумывать и осуществлять поделку, интересное и полезное занятие.

Конструировать можно из ненужных бытовых предметов (бросового материала).  Дети с удовольствием конструируют машинки из коробочек, самолеты и корзинки из пластиковых бутылок, в ход идут палочки от мороженного, пробочки и пуговицы.

 Творчество помогает сформировать образное мышление, приобрести графические навыки, развивает моторику кистей рук, обогащает словарный запас, формирует когнитивные способности.

 Зачастую у детей с ОВЗ наблюдается проблемы в развитии конструктивных способностей:

  • низкий уровень восприятия форм;
  • снижен показатель пространственных представлений;
  • неустойчивое внимание;
  • снижен уровень познавательной активности, работоспособности;
  • часто нарушена двигательная функция рук;
  • отсутствие навыков социализации (ребенок неспособен играть в группе сверстников).

Поэтому игры и задания для таких детей, должны иметь необременительный характер. Подход педагогов и родителей к подбору дидактического, развивающего материала такому ребенку, дифференцированный, нагрузки снижены согласно медицинским показателям. Конструирование важно и показано при любых отклонениях в состоянии здоровья детей.

Конструирование включает в себя задачи:

  • Образовательные - обучает основам моделирования, формирует понятия о свойствах предметов, развивает пространственный гнозис.
  • Воспитательные - развивает эстетику и нормы поведения.
  • Развивающие - развивает сенсомоторные, когнитивные способности.
  • Формирует личные качества - мобильность, аналитические и лидерские качества.

 

 

Надежда Еремеевна Бильтюкова, инструктор по труду

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)