"Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание своих детей.
Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения между мужем и женой"
Сухомлинский В. А.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Можно сказать, что это целенаправленный и организованный процесс формирования социокультурных механизмов, конструирования мужских и женских ролей, иными словами – это процесс взращивания в ребенке тех качеств и навыков, которые характерны для его пола.
В современном обществе в связи с социальными изменениями разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине на данный момент воспитание школьников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы.
Отмечается смешение половых ролей женщин и мужчин в обществе, в связи с этим общество девочек и мальчиков тоже терпят изменения, например, изменения у девочек носит нравственный характер: они стали заметно лишаться скромности, нежности, терпимости, тяжелее становится мирно сдерживать возникающие конфликтные ситуации, и редко ищут компромиссы. Что касается мальчиков, то они наоборот, не умеют отстоять свое мнение, точку зрения, защитить более слабого, часто сами слабы физически и эмоционально неустойчивы. Можно встретить проблему такую как отсутствие уважение к противоположному полу, а точнее к девочкам.
Стадии половой идентификации
Итак, половая идентичность – это понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу, то есть знание и усвоения ролей мужчины и женщины.
В раннем развитии половой роли выделяют три этапа:
1) ребенок узнает, что существует два пола,
2) он включает себя в одну из этих категорий,
3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения.
Виды половой идентичности:
* Интенсивное освоение мужских и женских ролей
* Отношение к противоположному полу трансформируется от «задирания» до романтических отношений и сексуальных контактов
* Стремление нравится – одно из значимых
* Формируются сексуальные влечения, сексуальные фиксации
* Внутренний конфликт между стремлением к близости и запретами.
К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка - мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был - мальчиком или девочкой, когда был маленьким. Таким образом, трехлетний ребенок хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.
С возрастом объем, и содержание первичной половой идентичности ребенка меняются. Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К этому сроку 75% детей считают себя мальчиком или девочкой. Они могут делить других на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, а также правильно ответить на вопрос: «Ты девочка или мальчик?»
Половая идентификация растущего ребенка обуславливается в основном в его семейном воспитании. К концу раннего возраста дети устанавливают для себя свою половую принадлежность, а в течении первых семи лет интенсивно осваивают поведенческие формы, интересы и ценности своего пола, проявляя различные эмоциальные реакции на сверстников своего и противоположного пола. Необходимость гендерного подхода в воспитании обоснована современной психологией и педагогикой.
Таким образом, ребенок в 2 года начинает понимать, кто он, мальчик или девочка. Так же с четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость, т. е. дети уже осознают, что мальчики становятся парнями, а потом мужчинами, а девочки – девушками потом женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Реализация гендерного подхода в педагогической деятельности
Важно родителям вместе с психологами и воспитателями быть тактичными и терпеливыми в процессе наблюдения за их предпочтениями, стараясь разобраться в причинах. Например, у девочки в семье модель поведения могут задавать старшие братья, а у мальчика сёстры; конфликты родителей и развод, часто сопровождаются обвинениями взрослых друг друга, и порой мама и папа обобщают свою ненависть на всех женщин и мужчин; образы любимых героев из книг, мультфильмов могут иметь несоответствующую для ребёнка модель поведения и прочее. Всем известно, что дети чувствительны к эмоциональным реакциям взрослых, а это может сильно повредить гендерной идентификации в дошкольный период, когда этот процесс ещё очень неустойчивый. И именно поэтому важно понимать, что гендерная компетентность родителей, педагогов и воспитателей позволит предупредить дисгармонии в развитии личности девочки и мальчика. А специально созданные психолого-педагогические условия в детском саду, школе и в семье помогут преодолеть смешение женского и мужского образа в понятиях современных детей и создадут гендерную идентичность и устойчивость с учётом их индивидуальных особенностей. Очень важно проводить гендерное развитие целенаправленно. Начинать необходимо с дошкольного возраста в период формирования гендерной идентичности ребенка. Субъектами коррекционно-развивающей деятельности должны являться все участники образовательного процесса дети, педагоги и, конечно же, родители.
Период школьного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.
Гендерное развитие детей в дошкольном возрасте должно быть направленно на то, чтобы гендерная идентичность формировалась у ребёнка вовремя и не было подобных несоответствий:
- ребёнок не должен предпочитать всё время игрушки и игровые роли противоположного пола;
- активность в выраженном желании изменить свои пол и имя должна насторожить взрослых;
- ребёнок в своих снах также в норме видит себя идентичным своему полу;
- стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной идентичность.
В дошкольном возрасте дети много времени проводят в детском саду. Преобладающая часть воспитателей дошкольных учреждений – женщины. Таким образом, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, так как оно ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики (меч, пистолет, молоток и т.д.).
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но необходимо учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не надо прерывать их игры, а лишь направлять игры мальчиков в нужное русло. Это могут быть такие игры, как дротик, боксерские перчатки, наборы для игр с правилами на ловкость, меткость, игру «Рыболов», «Лото для мальчиков», «Домино для мальчиков».
Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно «немужское» занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.
В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам. В дошкольном возрасте технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию.
Игра в машинки дает представление о правилах дорожного движения и основах водительской этики, о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.
Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий. Это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт - заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.
Для формирования гендерной идентификации детей предлагаю вам несколько видов игр:
Игра «Черты, характерные для мальчиков и для девочек»
Взрослый называет черты характера, традиционно присущие женскому или мужскому полу и располагают их в соответствующих колонках. Например, лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость, душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность, уступчивость, кокетливость и т.п.
Игра по ролям
Мальчики и девочки делятся на 2 команды. Мальчикам необходимо отобрать сказки для мальчиков, а девочкам, соответственно, для девочек.
Например, для девочек: «Золушка», «Крошечка-Ховрошечка» и т. п., в которых имеется определенный набор заданий для героини. Для мальчиков: «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».
В процессе игры обязательно обсудите выборы детей, например, Золушка – женщина, т.к. должна перебрать перемешанные семена и прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы.
Игра – соревнование
Ребята делятся на две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.
Воспитатель КГАУСО «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» Д.А. Баер