Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Мяч в жизни любого ребенка с раннего возраста является одной из самых любимых игрушек. Популярность игр с мячом очень высока, такие игры встречаются почти у всех народов

В России игры с мячом были распространены с давних времен. Мячи делали из тряпья, овечьей шерсти, плели из лыка.  Резиновые мячи были только в богатых семьях.

Сейчас   выбор мячей очень велик, но ребенка прежде всего привлекают яркие, легкие и прыгучие мячи.

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка.

Мяч в играх с детьми является прекрасным и эффективным инструментом для развития детской речи.

Разнообразные игры с мячом помогают заинтересовать детей, отойти от однообразия в обучении, усвоить новые знания. Игры развивают у ребенка такие психические процессы, как внимание и воображение, они формируют способность находить правильный ответ, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. В процессе игры у детей совершенствуются и закрепляются речевые навыки, языковые знания, они усваивают правильные грамматические формы слов и ориентируются в звуковой модели слова.

Дети учатся использованию в фразовой речи грамматически правильных образцов речевых высказываний. В ходе совместных игр, у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

Спектр значения игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи очень обширный:

  1. Они отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению;
  2. Создают комфортную и активную двигательную среду, позволяя избавиться от неподвижности на занятиях;
  3. Способствуют разнообразию видов деятельности и, включают разные уровни регуляции;
  4. Способствуют умению ориентироваться в пространстве, развивают общую и мелкую моторику;
  5. Учат ребенка регулировать силу и точность движения;
  6. Наблюдение за движением мяча активизирует непроизвольное внимание, а переход (бросок) любому ребенку, формирует произвольное внимание;
  7. В процессе игры нормализуется эмоционально-волевая сфера;
  8. Развивается быстрота реакции, глазомер, ловкость;
  9. Активизируется работа всех важных органов и улучшается обмен веществ.

Все это способствует нормальному функционированию речевых органов и помогает сделать речь ребенка правильной и красивой.

Цели игры с мячом на развитие детской речи:

  • Обогащение активного словаря ребенка, развитие логического мышления;
  • Активизация временных понятий в словаре ребенка;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Закрепление понятия мужского, женского, среднего рода и формы множественного числа;
  • Развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Условно все игры с мячом можно разделить на следующие разделы:

  1. Игры на развитие общей и мелкой моторики;
  2. Игры на развитие ориентировки в пространстве;
  3. Игры на развитие фонематического восприятия, закрепления правильного произношения и дифференциацию звуков;
  4. Игры на расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи.

 

Игры с мячом

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть.

Кто бросать, а кто ловить,

Будешь ты у нас водить.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел мячик погулять,

Но ребята увидали

И пропасть ему не дали.

Стали дети с ним играть,

Стали игры выбирать.

 

Игра с мячом «Что за чем?»

Что, за чем всегда идёт

Круглый год и каждый год.

Взрослый, бросая или перекатывая мяч, задает вопросы. Например, «Зима. А что за нею?». Ребенок отвечает: «Весна», и бросает мяч обратно.

Зима. А что за нею?

Сколько месяцев в году?

Назови летние месяцы

Какой первый месяц зимы?

Осень. А что за нею?

Назови последний месяц осени

С какого месяца начинается лето?

Каким месяцем заканчивается весна?

 Игра с мячом «Бывает – не бывает»

Что бывает, а что - нет?

Поскорей нам дай ответ.

Лучше всего эту игру проводить во время изучения темы «Времена года».

Работая по теме «Лето», взрослый, бросая мячик ребенку, называет явление природы. Например, капель. Ребенок, возвращая мяч, должен дать ответ, бывает такое или не бывает в это время года.

Ледоход, иней, капель, метель, листопад, роса, заморозки, град, дождь, снег, гроза и т.д.

Усложнение. Попросите ребенка дать полный ответ, объясняя возможность или невозможность этого явления природы в данное время года.

Игра с мячом «Сравни предметы»

Мы легко дадим ответ,

Что же больше, а что – нет.

Бросая или перекатывая мяч, взрослый говорит: «Апельсин большой, а арбуз еще …». Поймав мяч, ребенок должен сравнить эти фрукты и назвать сравнительное наречие: «… больше».

Клубника маленькая, а смородина ещё … (меньше)

Банан сладкий, а мёд ещё … (слаще)

Груша мягкая, а персик ещё … (мягче)

Шнурок длинный, а нитка ещё … (длиннее)

Яблоко твёрдое, а айва ещё… (твёрже)

Шарик лёгкий, а снежинка ещё … (легче)

Сумка тяжёлая, а чемодан ещё … (тяжелее)

Виноград вкусный, а банан ещё … (вкуснее)

Линейка короткая, а карандаш ещё … (короче)

Куст высокий, а дерево ещё … (выше)

Пенёк низкий, а цветочек ещё … (ниже)

Тополь толстый, а дуб ещё … (толще)

Берёза тонкая, а камыш ещё … (тоньше)

Кровать мягкая, а подушка ещё … (мягче)

Дерево твёрдое, а железо ещё… (твёрже)

Лёд прозрачный, а стекло ещё … (прозрачнее)

Бантик узкий, а шнурок ещё … (уже)

Озеро широкое, а море ещё … (шире)

Лужа глубокая, а море ещё … (глубже)

Сегодня погода хорошая, а завтра будет ещё … (лучше)

На дачу ехать долго, а на море ещё … (дольше)

Осенью холодно, а зимой ещё … (холоднее)

Утром светло, а днём ещё … (светлее)

В сапогах тепло, а в валенках ещё … (теплее)

Вечером темно, а ночью ещё … (темнее)

Весной солнце светит ярко, а летом ещё … (ярче)

Черепаха ползает медленно, а улитка ещё … (медленнее)

Весной птицы поют звонко, а летом ещё … (звонче)

Машина едет быстро, а самолёт ещё … (быстрее)

Игра с мячом «Животные и их детёныши»

Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Вариант 1. Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит

Тигр рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Игра «Подскажи словечко»

Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а курица?

Лягушка квакает, а лошадь?

У коровы телёнок, а у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Игры с мячом очень универсальны, их можно легко адаптировать под возможности каждого ребенка, учитывая уровень психического и физического развития, настроение и состояние ребенка в данный момент.

Планомерное использование игр с мячом в повседневной и учебной деятельности, их разнообразие и наполнение содержанием, превращает коррекционную работу в веселую, интересную и творческую деятельность.

Анна Александровна Савицкая, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)