Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net Самое современное лечение грыж
Печать

Арт-терапию можно назвать одним из самых интересных, привлекательных и даже загадочных направлений практической психологии и психотерапии на сегодняшний день.

Детская застенчивость. Понятие. Признаки. Причины. Формы помощи застенчивому ребенку.

 Самая обязательная и самая большая эмоция любого тихони - гнев. Две стороны одной медали- с одной стороны гнев выражается, когда он активно выходит в агрессию, обратная сторона заключается в замкнутости, в застенчивости, когда ребенок интровертированно направляет все свои негативные чувства, в частности в гнев, внутрь себя и гасит его. Замкнутые дети не кричат наружу, они кричат вовнутрь. Некоторые дети, на вопрос, кто такой застенчивый ребенок, говорят, это тот, кто стоит за стеной.  И ведь на самом деле, в общении с таким ребенком есть ощущение барьера, ребенок не пускает вас, он просто не раскрывается. Застенчивость – это неспособность осознавать свои чувства и выражать их. Это искусственное сдерживание чувств внутри и страх того, что ты делаешь что-то не хорошо. И если первое, что скрывается за застенчивым ребенком - гнев, то второе - это всегда низкая самооценка. Это неверие в то, что он молодец, и что у него всё получится.

Стремление замкнутого ребенка отгородиться от внешнего мира создает проблемы в его развитии и тормозит его. Застенчивый ребенок нуждается в своем коконе и все попытки разговорить его провоцирует еще больший уровень гнева в пространстве этого ребенка. Главная потребность застенчивого ребенка абсолютно идентична с потребностью агрессивного и тревожного ребенка, это потребность в безопасности. Арт - терапия - это пространство, которое создает чувство безопасности внутри. Оно называется: «я могу, я хороший, у меня получится, я справлюсь».

 Признаки застенчивого ребенка:

  1. У ребенка мало или совсем нет друзей.
  2. В 90% ситуаций ребенок старается остаться в стороне.
  3. Полное отсутствие инициативы.

 Причины застенчивости и замкнутости:

  1. Гиперопека, где родители формируют у ребенка жесткий сценарий привязанности к себе. Частые фразы родителей: «А ты спросил у меня?», «А ты знаешь, как?», «А ты справишься?», «Почему без разрешения?». Этот бесконечный контроль формирует у ребенка чувство- «я-ничто, я ничего не могу».
  2. Авторитарный стиль воспитания с очень жесткой системой поощрения и наказания.
  3. Искаженная психолого-педагогическая структура речи родителей. Что чаще всего говорят родители застенчивому ребенку? «Не шуми, не бегай, не говори ерунды, не делай глупости, у тебя комплексы, не приставай, помолчи, лучше ничего не трогай и т.д.». Любое блокирование активности ребенка ведет его к застенчивости и замкнутости. Нельзя пресекать активность, ее нужно перенаправлять и упорядочивать- это закон развития.

 Формы помощи:

  1. Наблюдение и присоединение.
  2. Лепка и рисование.
  3. Песочница.
  4. Работа с неструктуированным материалом (всё сыпучее, кроме манки и песка).
  5. Создание и рассказывание историй.
  6. МАК

Музыкальная тема работы с домом

Цель: дать ребенку понимание, что существуют безопасные пространства, где ему будет место.

Возраст: 6+

Продолжительность :20-30 минут

Инструменты: музыкальные инструменты или что-то, чем можно издавать звуки (стучать ручкой, шуршать фольгой, шелестеть пакетиком и т д).

Ход работы:

  1. Попросите ребенка вспомнить дом, в котором он живет сейчас. В течение 10-15 секунд методом свободной импровизации сыграть мелодию этого дома. Помочь в выполнении этого шага могут воспоминания о крыше дома, о дверях, о любимом месте в доме, где ребенок любит оставаться. Это будет мелодия его родительского дома.
  2. Пора представить, что где-то на земле когда-нибудь в жизни ребенка обязательно появится дом, в котором безопасно на 100%. Это дом, в котором всегда хорошие отношения, где люди уважают друг друга. Это дом, в котором уважают личные границы каждого. Дом, в котором нет ссор, нет осуждения, гнева, насмешек и упреков, нет раздражения. Дом, в котором есть счастье и уважение. Как бы сейчас звучал в мелодии дом, в котором очень много безопасности? Предложите ребенку сыграть в это.
  3. Как вариант, предложите детям: «Сыграй, когда ты с мамой; когда ты играешь с папой; сыграй, как бы тебе хотелось, чтобы было у вас дома; сыграй, когда дома всё очень хорошо, когда тебя любят. Предлагайте различные варианты.

Выводы: ребенку важно понимать, что в мире есть места, где ему будет безопасно. Это нужно, чтобы у него самого зародилась мечта построить настоящий дом, в котором безопасно. И построить он сможет его в реальном мире тогда, когда дом безопасности будет построен внутри. А внутри он построится с помощью такой чудесной практики, как музыкальная терапия.

Лепка и рисование

Цель: вернуть ребенку чувство безопасности и уверенности в себе. Дать ему ощущение контроля над собой и происходящим.

Возраст: 6+

Продолжительность: 20-30 минут.

Инструменты: Цветной пластилин или самозатвердевающая глина, дощечка для работы или лист А4.

Ход работы: попросите ребенка вспомнить ситуации, когда он особенно переживает, стесняется, волнуется.

  1. Предложите ребенку выбрать пластилин того цвета, который ассоциируется у него с безопасностью. Пластилин и весь пластический материал, как и песок, у человека ассоциируется с неким погружением в глубинные аспекты бессознательного.
  2. Из пластилина нужно создать контейнер, убежище, укрытие. Оно будет небольшого размера, чтобы его удобно было носить с собой. На символическом уровне оно станет убежищем, в котором можно прятаться и набираться сил(смелости), а потом вернуться обратно. Если использовать самозатвердевающую глину, изделие можно закрасить и использовать как талисман, оберег или брелок.

Вопросы к технике:

  1. Что ты создал и где ты чувствуешь застенчивость?
  2. Как обычно реагирует твое тело, когда ты входишь в состояние застенчивости? (замолкаешь, путаются мысли, мешают руки. Помогайте ребенку какие эмоции и телесные факторы проявляются в этой ситуации).
  3. Что ты не можешь делать в этом состоянии?
  4. Что ты чувствуешь, когда заходишь в своё убежище?
  5. Что может напоминать тебе, что у тебя есть своё убежище? Ты можешь заходить или забегать туда на несколько секунд в любое время?
  6. Что произойдет хорошего с тобой жизни, если ты позволишь себе переступать через чувство застенчивости?

Выводы: когда вы работаете с ребенком, основная задача, чтобы он создал своё убежище, описал его, напитался его силой, поместил бы туда какую-то фигурку, личную вещь, которая будет метафорой его самого. Важно, чтобы он почувствовал себя там в безопасности, и поразмышлял, какие события, действия, например, посчитать до десяти, подышать, помогают ему успокоиться. С очень застенчивыми детьми можно остановиться на втором этапе, для начала им нужно просто ощутить это чувство безопасности.

Песочница

Цель: предложить ребенку несколько вариантов поддержки в преодолении застенчивости, помочь ему понять, какой из видов для него наиболее приемлем.

Возраст: 6+

Продолжительность: 30-35 минут

Инструменты: песочница, маленькие игрушки от киндер-сюрпризов, лего, сувенирные игрушки.

Ход работы: Работа предполагает три ситуации, в которых разные персонажи будут вести себя по-разному. Ваша задача отследить, где больше всего энергии, и далее на следующих занятиях развивать эту ситуацию.

  1. Ребенку нужно выбрать игрушку, которая будет похожа на его застенчивость, и расположить её в песочнице.
  2. Предложите ребёнку вспомнить какого-то важного, значимого для него человека и выбрать игрушку, похожую на него. Ваша фраза: «Представь, что этот человек в момент твоего волнения или переживаний встал у тебя за спиной. Как бы ты себя чувствовал в этот момент?» Ребенку нужно поставить за спиной своей фигурки фигуру значимого человека. Как он её поставит, спиной к спине или когда человек просто становится за чьей-то спиной? Если ребенок не привык к чувству защищенности, и если он получает хорошую дозу этого чувства на занятии, он понимает: это то, что ему нужно. В реальной жизни ребенок будет стараться всячески закрепить этот навык, у него появляется желание что-то создавать и изобретать.
  3. Нужно вспомнить человека, который бы взял ребенка за руку и которым ребенок пошёл бы дальше смелее. Ребенок выбирает фигурку -ассоциацию, ставит рядом со своей фигуркой. После взаимодействия с фигурками нужно обязательно поблагодарить е и вернуть на место в коробку.
  4. Заключительная работа в этой технике: нужно представить человека, который бы в ребенка верил, был бы его лучшим другом или человеком, с которым он стремиться дружить. Фигурку этого человека нужно расположить перед фигуркой ребёнка как маяк. Он как бы говорит ребенку: «Иди ко мне, я тебя жду здесь, в момент лучшей жизни».
  5. Попросите ребенка описать свои ощущения в каждой из предложенных ситуаций. В чем была разница? Какая ситуация оказалась наиболее ресурсной? Так вы поймете, какую стратегию нужно развивать в дальнейшем, конкретно для этого ребенка.

Вариант работы: Хороший способ психологической работы с детьми, которые нуждаются в ощущении базовой безопасности, ощущении смелости, - создание песочных границ. Создавайте с ребенком в песочнице безопасные пространства то для одного героя, то для другого и т.д.

Выводы: Ребенку важно дать понять, что помимо безопасного пространства рядом с ним могут быть люди, дающие такое же ощущение поддержки и безопасности. Очень важно давать мощные эмоциональные контакты ребенку, тогда он начинает что-то делать.

Главная помощь застенчивому ребенку — это дать ему понять, на что он способен. Нужно делать всё, чтобы ребенок понял и почувствовал: «!!!, У меня получилось!!!!!», именно ради этой эмоции и этой фразы мы работаем с ребенком.

Для того, чтобы установить контакт с такими детьми бесконечно важно быть внимательными, терпеливыми и очень бережными. И детское сердце обязательно откроется вам.

  

Высоцкая Инна Анатольевна, педагог-психолог

 КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

 

Материал подготовлен на основе книги «Арт - терапия в работе с детьми», сертифицированного обучающего арт-терапевта Елены Тарариной. Предлагаемые  техники апробированы и разрешены к использованию специалистами в современной иновационной арт-терапии как с детьми с нормой, так и в работе с детьми с ОВЗ.