Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Иппотерапия – лечебная верховая езда. Человек давно заметил, что лошадь можно использовать не только как транспорт – они умные и чуткие животные

Гиппократ утверждал: «Раненые или больные люди быстрее поправляются, если ездят верхом». А французский философ Дени Дидро написал даже целый научный трактат о верховой езде и ее пользе для здоровья. Лошадь живет рядом с человеком уже почти 6 тысяч лет и имеет позитивный образ в контактах. Эти добрые и большие животные нравятся многим.

В средние века люди подробно изучали влияние лошади на здоровье человека. Воины поправляли свое здоровье на конях, а те, кто проводил время в конюшне, замечали, что меньше болеют легочными заболеваниями.

Иппотерапия, как метод реабилитации начала свое развитие в Европе в конце 20 века. В Россию новаторская идея проникла в 90-е годы. В Москве и Санкт-Петербурге возникли первые конноспортивные клубы для инвалидов. Энтузиасты начали переводить заграничные пособия и руководства и применять метод на практике.

Если разделить пользу от иппотерапии на две составляющие, то это физическое и психологическое воздействие.

Физическое воздействие заключается в том, что температура лошади на полтора градуса выше, чем у человека. Разница в температуре не большая, но такой мягкий подогрев усиливает эффект физического воздействия верховой езды и благоприятно сказывается на состоянии человека. Живое тепло лошади и эмоциональный настрой, который испытывает наездник, общаясь с лошадью, не может дать ни один тренажер. Также физический фактор воздействия проявляется в том, что лошадь передаёт всаднику особые двигательные импульсы, она как бы входит в резонанс с наездником. При верховой езде позвоночник человека совершает те же движения, как и при ходьбе. Тот, кто не умеет ходить, получает модель прямохождения сидя на лошади. Такой обратный процесс: спускаясь с лошади он получает возможность (мозг запоминает, мышечный корсет запоминает положение) быстрее ходить или сидеть, или держать лучше корпус, даже если передвигается с помощью инвалидной коляски. Двигательный навык трехмерный: движение вверх-вниз, вперёд-назад, вправо-влево, такой же, как и совершает здоровый человек, когда передвигается.

Для детей с особенностями в развитии, которые в повседневной жизни зависят от взрослых, крайне полезно получать опыт самостоятельности. На лошади есть возможность почувствовать себя «хозяином положения». Для ребят с ментальными нарушениями верховая езда снимает заторможенность, уменьшает чувство тревоги и адаптирует реальному пространству и времени.

Езда на лошади придаёт уверенность в себе, ребенок во всех смыслах чувствует себя «на высоте». Он учится доверять животному, а через это и окружающему миру, становится более открытым и общительным. Ощущает спокойствие, чувствует опору и защиту сильной лошади. Это очень много значит для дальнейших преодолений каких-либо трудностей.

Инновационный метод иппотерапии базируется не только на удивительных качествах лошади. Профессиональный инструктор добавляет ко всему этому свои профессиональные знания анатомии, физиологии и грамотно подбирает правильное средство управления и гимнастические инструменты. Выстраивается программа реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для каждого ребенка разрабатывается строго индивидуальная схема занятий. Для ребенка с расстройством аутистического спектра – это прежде всего комфортная атмосфера, в которой он максимально расслаблен и открыт для общения. Профессиональный инструктор умело использует ситуацию и на ходу проводит целую серию развивающих упражнений. В этот момент они максимально эффективны, и ребенок с расстройством аутистического спектра откликается на задания иппотерапевта.

В случае с нарушением опорно-двигательного аппарата у детей картина занятий принципиально другая. Здесь на первый план выходит именно физический аспект воздействия. Инструктор, в случае необходимости, бережно поддерживает ребенка. Постепенно дети самостоятельно учатся сидеть в седле, если это возможно, и с удовольствием выполняют задания.

Иппотерапия в России заняла достойное место, как инновационный метод реабилитации инвалидов. Русская школа иппотерапии отличается от своих зарубежных аналогов. Инструкторы активно используют в своей работе мячи, кольца, придумывают на вид простые занятия, которые в атмосфере игры позволяют раскрыть потенциальные возможности пациентов.

Есть вариант анималотерапии, когда в конном манеже вместе с инструктором работают дружелюбные собаки, пушистые коты и даже утки, которых можно покормить, не сходя с лошади.  На первый взгляд это выглядит как забава, но на самом деле тесный и непосредственный контакт с такими разными животными очень эффективный метод реабилитации. Например, у некоторых детей позволяет преодолеть страх к животным: бывает, что ребёнок может сидеть достаточно свободно на лошади, но он будет бояться собаку, а когда он сидит на лошади этого барьера может и не быть.

 Как и всё новое, иппотерапия с трудом пробивала себе дорогу среди методов реабилитации в нашей стране. Особенность новаторского метода еще в том, что зримых результатов можно ждать не один год. Кропотливая работа иппотерапевта приносит свои плоды не сразу, главное верить в успех и не останавливаться. Сегодня же большинство родителей детей с особенностями в развитии не нужно убежать в эффективности приемов иппотерапии. С каким бы диагнозом не занимались дети, положительная динамика есть у каждого: кто-то стал спокойнее и легче идет на контакт, кто-то увереннее держится в седле и четко выполняет задание инструктора, кто-то даже стал настоящим спортсменом и выступает на соревнованиях, но всех объединяет одно – иппотерапия даёт заметный и устойчивый результат.

Тот, кто хоть раз побывал на манеже иппоцентра, чаще всего становятся сторонниками верховой езды, а тем, кому посчастливилось увидеть результаты работы профессионального иппотерапевта, трудно не поделиться радостью с окружающими. Это действительно похоже на чудо, когда приятное общение с грациозным животным становится настоящей действенной терапией.

Во всем мире идет активный поиск методов реабилитации детей-инвалидов, среди них самыми эффективными и комплексными стали конный спорт и иппотерапия. И если для ученых лошадь – это уникальный инструмент реабилитации, то для детей – это большой и добрый друг, друг, который помогает!

 

Отверченко Елена Николаевна, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)