В последнее время, специалисты все больше интересуются использованием нетрадиционных техник рисования при коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Эти методы помогают детям с ОВЗ принять участие в разнообразных творческих занятиях |
Нетрадиционные техники способствуют развитию творческого потенциала, стимулируют самостоятельность, активность и выражение собственной уникальности.
Для развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья применяются нетрадиционные техники рисования:
- рисования пластилином;
- исследование различных творческих материалов, включая технику Эбру и технику Цианотипии;
- исследования при использовании парафина (гратография);
- работы из природного материала (семян, крупы, опилок, стружки, скорлупы и т.д.);
- силуэтное и объемное моделирование;
- упражнения для составления орнамента;
- прорисовки элементов росписей.
Это увлекательное занятие с использованием различных художественных материалов и техник способствует развитию творческого мышления у детей и играет важную роль в формировании их творческой личности. Опыт показывает, что данная работа способствует расширению границ прикладного творчества у детей, стимулирует их интерес к самостоятельному творчеству и экспериментированию, улучшает их самоощущение и помогает преодолеть комплексы.
«Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному»
(Я.А. Коменский).
Надо отметить, что здесь внимание направленно на приемлемые способы самовыражения детей посредством реализации творческой составляющей в различных видах деятельности. Не вызывает сомнений, что изобразительная деятельность детей с ОВЗ формируется в опосредованной связи с развитием высших психических функций – мышлением, речью, памятью, восприятием, воображением.
Использование нетрадиционных техник с целью развития творческих способностей у детей с ОВЗ следует признать одним из эффективных направлений коррекционно-развивающей работы, представляющей возможность реализации нестандартного подхода к организации детского творчества.
При выборе техник в работе с детьми желательно ориентироваться на наиболее простые в исполнении: техники рисования ребром картона, вилкой, ватными палочками, нитками, методики «Монотипия», «Кляксография», «Каракули» и др. Дети охотно осваивают и заинтересованно участвуют в данной работой.
Отметим, что развитие творческих способностей у детей с ОВЗ достаточно сложный процесс, требующий кропотливой коррекционной работы. Вовлекая детей в деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования, мы предоставляем каждому ребенку действовать в соответствии со своими возможностями и способностями, активизируем желание каждого участвовать в работе.
Важно отметить, что использование нетрадиционных техник рисования во время занятий:
- развивает мелкую моторику рук;
- помогает детям избавиться от своих страхов;
- способствует повышению самоуверенности;
- способствует развитию способности к восприятию пространства;
- помогает детям развивать свою творческую мысль без ограничений;
- способствует развитию творческого мышления и способности детей искать решения;
- обучает детей работе с различными ресурсами;
- содействует развитию творческого мышления;
- способности к воображению и расширению границ фантазии;
- способствует достижению приятных визуальных ощущений.
Применение нетрадиционных техник рисования в работе с устранением пробелов вызывает изменение способа восприятия окружающего мира, расширяет представления о внешнем мире, помогает накопить практический опыт работы с различными материалами и способствует созданию дружелюбной атмосферы взаимодействия с детьми. Таким образом, применяя разнообразные техники, дети получают возможность развивать свои творческие навыки и стимулируются к достижению успеха.
Галина Александровна Голосенюк, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»