Движение и речь связаны анатомически и нейрохимически. Многие исследования показывают, что физические движения оказывают непосредственное влияние на развитие речевых и языковых центров в головном мозге |
Любые нарушения речи у детей в силу тех или иных причин влияют на развитие моторных (двигательных) функций, т.е. наблюдаются нарушения крупной (все движения тела, перемещающие его в пространстве), мелкой (скоординированные действия мелких движений кистей и пальцев рук и ног) и артикуляционной (скоординированные движения языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений) моторики.
Н.А. Бернштейн (советский психофизиолог и физиолог, педагог) описал уровни организаций движения, благодаря которым рассмотреть нарушения моторного развития ребенка можно намного глубже.
В своей книге «О ловкости и ее развитии» Н.А. Бернштейн подробно описывает развитие каждого уровня движения. «У младенца мозг вызревает этаж за этажом. В том самом порядке, котором они возникали в животном мире».
Уровни развития головного мозга и развития движений (по Н.А.Бернштейну)
Уровень А – руброспинальный.
Уровень В – таламо-паллидарный (подкорковый уровень).
Уровень С – пирамидно-стриальный уровень.
Уровень D - уровень предметных действий.
Уровень Е – уровень интеллектуальных двигательных актов.
Уровень А (руброспинальный уровень) – регулирует мышечный тонус, является фоновым, дает младенцу слаженное и укрепленное тело.
При нарушении функции уровня А наблюдаются:
- тремор мышц;
- гипо- или гипертонус;
- нарушение осанки;
- гипометрия движений (нарушение походки, характеризующееся избыточной амплитудой движений конечностей при ходьбе);
- отсутствие хватательного рефлекса в анамнезе.
Коррекционными задачами на уровне А являются: нормализация тонуса мышц, упражнения для развития мелкой моторики, самомассаж с использованием массажного коврика, упражнения с мячиком су-джок, эспандером и др.
Уровень В (таламо-паллидарный (подкорковый уровень) – отвечает за согласованность движений, координацию, точность движений. На этом уровне находится зрительно-моторная координация (скоординированная работа системы «глаз-рука», т.е. глаз видит – рука выполняет), управление ритмом, ритмичное качательное движение (движение рук при ходьбе). Начинает функционировать в 4-5 мес., когда ребенок пытается схватить увиденный предмет. На этом этапе закладывается ощущение «схемы тела», ребенок может воспроизвести заданное положение пальцев руки, произнести отдельный звук, приняв для этого подходящую артикуляционную позу.
По исследованиям Т.Г. Визель, подкорковый ритм формируется у ребенка до полутора лет. С этим ритмом связаны лепет, ползание, а позже и ходьба, маршировка.
При нарушении двигательных возможностей ребенка на уровне В можно отметить следующее:
- не может присесть на носках;
- не чередует шаг и хлопок;
- не прыгает с места через веревку;
- не выполняет движения обеими руками;
- нарушена плавность и точность движений;
- не может отстучать заданный ритм, не слышит сильной доли в двудольном воспроизведении, не может маршировать;
- мимика невыразительна, движения неловкие, ребенок не может воспроизвести заданное положение пальцев руки, не может воспроизвести последовательную серию движений;
- при письме буквы разновысокие, не придерживает другой рукой лист бумаги.
Коррекционными задачами нарушений функций уровня В являются: выработка координаций движений, пробуждение и закрепление элементарного чувства ритма, физические упражнения, маршировка, выполнение цепочки движений по показу и по словесной инструкции, чередование различных движений, артикуляционные упражнения на переключение артикуляционных поз (движений в цепочке), упражнения для развития мелкой моторики (штриховки с дорисовками).
Уровень С (пирамидно-стриальный уровень) – более сложный уровень, который связан со зрительным анализатором. Вписывает движение в пространство с помощью зрения. Отвечает за тщательную оценку расстояния, размеров и форм предметов, обуславливает меткость, скорость движений. В речи обеспечивает силу голоса, интенсивность артикуляционных движений, на письме удержание строки, со стороны движений рук – схватывание и бросок.
При нарушении двигательных возможностей ребенка на уровне С можно отметить следующее:
- не может поставить язык по просьбе логопеда в указанную позицию;
- затруднены установочно-выжидательные движения (плохой вратарь);
- затрудняется поймать двигающийся предмет;
- промахивается при попытке поразить цель;
- не может поставить точку в заданном месте;
- при письме строка съезжает вверх или вниз (нет зрительного контроля);
- затрудняется в подражательных и копирующих действиях: срисовывание, изображение предмета или действия жестами.
Коррекционными задачами нарушений функций уровня С являются: достижение точности движений, физические упражнения, броски и ловля мяча, артикуляционные упражнения перед зеркалом на переключение, точность позы, в мелкой моторике упражнения для формирования скорости движений, обведение контуров, рисование проходов в лабиринтах, срисовывание по клеточкам.
Уровень D (уровень предметных действий). Обеспечивает организацию действий с предметами и уровень двигательной памяти (способность запоминать и воспроизводить движения). Органы чувств получают и передают в мозг все сведения о предмете и помогают определить, что именно и в какой последовательности нужно с ним делать.
При нарушении двигательных возможностей ребенка на уровне D можно отметить следующее:
- снижение ловкости рук (нет автоматизма завязывании шнурков, застегивании пуговиц);
- затруднены любые смысловые действия (ребенок не может определить предмет на ощупь);
- непонимание пространственных отношений, выраженных словами (предлогов, предложно-падежных конструкций), трудности в автоматизации.
Коррекционными задачами нарушений функций уровня D являются: помощь в автоматизации звуков, усвоение словесных выражений пространственных отношений, дыхательные упражнения, пропевание гласных с различной высотой звучания, физические упражнения, строевые упражнения, упражнения с сопротивлением на активизацию тонуса мышц, движения, сочетаемые с речью, движения с проговариванием-описанием действия.
Уровень Е (уровень интеллектуальных двигательных актов). На этом уровне результат движения приводится в соответствие с намерением, с той самой моделью, которую ребенок представил перед началом своего действия. Уровень отвечает за планирование своей речи и понимание чужой, программирование поведения, одновременность выполнения движений. При письме на этом уровне происходит формулирование фразы, отбор слов.
Коррекционными задачами нарушений функций уровня Е являются: научить ребенка рассказывать о проделанной работе или действии, физические упражнения, выполнение упражнений по словесной инструкции, проговаривание порядка действий, интерактивная артикуляционная гимнастика, раскраски со словесными заданиями, упражнения, направленные на взаимодействие полушарий.
В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии: сенсорную, моторную, чтобы правильно сформировались отделы мозга. Нарушения развития на этапе сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств – могут приводить к проблемам в будущем.
Решая коррекционные задачи при нарушении функций определенных уровней, происходят положительные изменения в развитии ребенка и формируется основа для его успешного обучения.
Движение меняет мозг! А мозг работает через движение!
Роменская Наталья Алексеевна, педагог-психолог,
специалист по сенсорной интеграции
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»