![]() |
Музыкальное воспитание является очень эффективным для развития речевой деятельности детей. Так как музыка наиболее эмоционально приятна, близка и понятна для ребенка, то именно музыкальная деятельность инициирует его самостоятельное речевое общение |
Общая особенность речевой и музыкальной деятельности заключается в том, что и та и другая начинаются со звука.
Наиболее эффективным видом музыкальной деятельности для развития речи детей является пение. Когда ребенок воспроизводит звуки и поет, возрастает нагрузка на все мышцы артикуляционного аппарата, гортани, развивается дыхание.
Именно в пении формируются навыки правильного речевого дыхания и первичные навыки синтагмы (логических пауз) во фразовой речи. Ребенок учится делать короткий вдох и длительно пропевать фразу. Таким образом, формируется плавность и длительность речевого выдоха, постепенно увеличивается длительность фразы, формируется чувство ритма, темпа речи. Также у ребенка развивается слух, голос, происходит улучшение дикции.
Использование пения благотворно влияет на лечение заикания у детей: такие дети имеют затруднения в произношении слов, но легко их пропевают по слогам. Это позволяет им слышать все звуки, чувствовать ритмический рисунок слов и, как следствие, развивать фонематический слух.
Использование стихотворений, потешек, различных сказочных сюжетов в процессе музыкальной деятельности развивает образную речь детей.
Так, перед прослушиванием музыкального отрывка вместе с ребенком прочитывается и проговаривается подходящее стихотворение, потешка. Это позволяет совершенствовать произношение с помощью стихотворного ритма, развивается речевой слух и нарабатывается правильный темп речи.
Учитывая схожесть ритмико-мелодической стороны произносительной речи с музыкальной интонацией, эффективно использование музыкальных игр и упражнений. Например: обыгрывание простых сказок с пропеванием песенки с повторяющимися фразами: «В теремочке кто живет, в невысоком кто живет? Мышка, зайка и лягушка, все живем мы очень дружно» и др. Несложные слова, эмоциональная вовлеченность активируют у ребенка желание говорить и петь правильно.
В процессе использования пальчиковых игр в рамках лексической темы, развивается мелкая моторика и соответственно речь ребенка. Это, в свою очередь, запускает активную работу мозга, способствует речевому развитию и подготовке руки к письму. Высказывание «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» резюмирует вышесказанное.
Особое место в музыкально-ритмическом воспитании детей, занимает развитие движений с музыкой и речью, где у детей переключается внимание с речи на движение, что способствует облегчению произношения трудных для ребенка звуков.
В образных танцах, танцевальных этюдах дети передают разные игровые образы в движениях под музыку. Речевая ситуация при передаче заданных игровых образов способствует активизации речи ребенка – дети делают это с удовольствием, не испытывая страх перед затруднениями в общении.
Еще один эффективный для развития речи детей вид деятельности —театральная. Именно в театральной деятельности можно широко раскрыть детские вокальные, танцевальные и творческие способности. В организованной театральной деятельности правильная речь – одна из важных составляющих.
В процессе подготовки сценки, спектакля, дети вовлечены в интересный для них процесс творчества. Совместная деятельность позволяет им расслабиться, забыть о своих речевых трудностях, дает им возможность проявить себя, почувствовать свой маленький вклад в общее интересное дело. И именно такая творческая обстановка способствует улучшению речи – она становится выразительной. А вовлеченность в передачу игровых образов, делает движения детей более пластичными и реалистичными. И если передать словами характер и поведение персонажей им еще трудно, то с помощью жестов, мимики и пластики под музыку получается почти всегда и у всех.
Музыкальная деятельность, в силу своей эмоциональной привлекательности для детей способствует их вовлечению в творческий процесс, где у них формируется желание рефлексировать и делиться своими чувствами, мыслями и впечатлениями. Речевое развитие детей в таких условиях происходит естественно и эффективно.
Савицкая Анна Александровна, воспитатель
КГАУСО «Комплексный центр по работе
с семьей и детьми «Ласточка»
