Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Музыкальное воспитание является очень эффективным для развития речевой деятельности детей. Так как музыка наиболее эмоционально приятна, близка и понятна для ребенка, то именно музыкальная деятельность инициирует его самостоятельное речевое общение

Общая особенность речевой и музыкальной деятельности заключается в том, что и та и другая начинаются со звука.

Наиболее эффективным видом музыкальной деятельности для развития речи детей является пение. Когда ребенок воспроизводит звуки и поет, возрастает нагрузка на все мышцы артикуляционного аппарата, гортани, развивается дыхание.

Именно в пении формируются навыки правильного речевого дыхания и первичные навыки синтагмы (логических пауз) во фразовой речи. Ребенок учится делать короткий вдох и длительно пропевать фразу. Таким образом, формируется плавность и длительность речевого выдоха, постепенно увеличивается длительность фразы, формируется чувство ритма, темпа речи. Также у ребенка развивается слух, голос, происходит улучшение дикции.

Использование пения благотворно влияет на лечение заикания у детей: такие дети имеют затруднения в произношении слов, но легко их пропевают по слогам. Это позволяет им слышать все звуки, чувствовать ритмический рисунок слов и, как следствие, развивать фонематический слух.

Использование стихотворений, потешек, различных сказочных сюжетов в процессе музыкальной деятельности развивает образную речь детей.

Так, перед прослушиванием музыкального отрывка вместе с ребенком прочитывается и проговаривается подходящее стихотворение, потешка. Это позволяет совершенствовать произношение с помощью стихотворного ритма, развивается речевой слух и нарабатывается правильный темп речи.

Учитывая схожесть ритмико-мелодической стороны произносительной речи с музыкальной интонацией, эффективно использование музыкальных игр и упражнений. Например: обыгрывание простых сказок с пропеванием песенки с повторяющимися фразами: «В теремочке кто живет, в невысоком кто живет? Мышка, зайка и лягушка, все живем мы очень дружно» и др. Несложные слова, эмоциональная вовлеченность активируют у ребенка желание говорить и петь правильно.

В процессе использования пальчиковых игр в рамках лексической темы, развивается мелкая моторика и соответственно речь ребенка. Это, в свою очередь, запускает активную работу мозга, способствует речевому развитию и подготовке руки к письму. Высказывание «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» резюмирует вышесказанное.

Особое место в музыкально-ритмическом воспитании детей, занимает развитие движений с музыкой и речью, где у детей переключается внимание с речи на движение, что способствует облегчению произношения трудных для ребенка звуков.

В образных танцах, танцевальных этюдах дети передают разные игровые образы в движениях под музыку. Речевая ситуация при передаче заданных игровых образов способствует активизации речи ребенка – дети делают это с удовольствием, не испытывая страх перед затруднениями в общении.

Еще один эффективный для развития речи детей вид деятельности —театральная. Именно в театральной деятельности можно широко раскрыть детские вокальные, танцевальные и творческие способности. В организованной театральной деятельности правильная речь – одна из важных составляющих.

В процессе подготовки сценки, спектакля, дети вовлечены в интересный для них процесс творчества. Совместная деятельность позволяет им расслабиться, забыть о своих речевых трудностях, дает им возможность проявить себя, почувствовать свой маленький вклад в общее интересное дело. И именно такая творческая обстановка способствует улучшению речи – она становится выразительной. А вовлеченность в передачу игровых образов, делает движения детей более пластичными и реалистичными. И если передать словами характер и поведение персонажей им еще трудно, то с помощью жестов, мимики и пластики под музыку получается почти всегда и у всех.

Музыкальная деятельность, в силу своей эмоциональной привлекательности для детей способствует их вовлечению в творческий процесс, где у них формируется желание рефлексировать и делиться своими чувствами, мыслями и впечатлениями. Речевое развитие детей в таких условиях происходит естественно и эффективно.

Савицкая Анна Александровна, воспитатель

КГАУСО «Комплексный центр по работе

с семьей и детьми «Ласточка»

 

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)