Высшая награда, которая может быть для родителя, — это стать «не нужным» своему ребенку. Однако чаще всего взрослые считают, что должны найти такой способ коммуникации с ребенком, чтобы быть нужными, значимыми, чтобы дети в них нуждались. И тогда вместо взрослого, самостоятельного, открытого, смелого, дерзкого ребенка мы получаем зависимого, слабого и пугливого. В последствии это не приносит радости ни взрослому, ни ребенку |
Дисциплина и режим для детей — это не причуды, не дрессировка и не прихоть. Без установленных правил невозможно построить гармоничные отношения с другими людьми, быть ответственным, успешным, полноценным, как в умственном, так и в психоэмоциональном развитии, человеком.
Дисциплина и режим – это способность человека выбирать определенную организацию своей жизни, понимая, что эта организация является идеальной моделью для воплощения своего потенциала.
Режим дня — это отражение будущего. День — это жизнь человека в миниатюре. От того, как люди проживают свой день, становится понятным, что с ними будет спустя какое-то время.
Режим дня, на самом деле, очень простая привычка, которая должна быть привита с детства, как необходимое условие собственного счастья, успевания. Если люди успевают, к ним приходит успех. Режим – продуманный график дня. Прелесть его в том, что учитывается и отдых, и нагрузка. Если режим отсутствует у родителя, если у ребенка нет графика проживания дня, то с большой вероятностью, он будет скатываться в крайности (в игры, чрезмерные прогулки, расшатанное эмоциональное состояние, просмотр мультфильмов, или наоборот, молчание, уход в себя). Режим дня, как сбалансированное питание. Сначала планируется, а потом, согласно полноценному планированию, проживается жизнь.
С какого возраста? С момента зачатия. Режим малыша напрямую связан с режимом мамы. Часто говорят: «Мой ребенок перепутал день с ночью» и т.д. Приложив некоторые волевые усилия и дав ребенку понять: «Вот такой у нас, мой маленький, режим», дети достаточно быстро принимают ситуацию, видя, что мама настойчиво держит свою линию. Безусловно, нужно быть внимательными к индивидуальным особенностям детей, но всё же, картина, когда молодая овечка, не зная куда идти, ведет за собой всё стадо, согласитесь, выглядит странно. Именно поэтому мама должна стать образцом дисциплины и режима.
С чего всё начинается? Мама и папа начинают следить за своим сном и за временем приёма пищи. Если родители засыпают и просыпаются в одно время, если прием пищи происходит в правильное время, то самочувствие и внешний вид будут чудесными. И то, как выглядит мама и папа — это всегда рабочий живой кейс для ребенка о том, насколько работает режим и самодисциплина у матери и отца.
Прежде чем придумывать для ребенка режим дня, необходимо понаблюдать, какое количество времени у ребенка занимают те, или иные вещи.
Режим всегда связан с временными промежутками и это означает, что, то время, которое запланировано ребенку для какой-то процедуры, реально должно ему подходить и соответствовать его способностям.
Важный момент в режиме отдыха: чем меньше дети, тем больше в их режиме должно быть отдыха! Поправка: отдых это не просто игра или бесилово, бессмысленное времяпровождение. Отдых — это способность восстановить нервные клетки для того, чтобы обучение находилось на достаточно высоком уровне, плюс дать возможность ребенку играть (ведущая деятельность).
Важно! Если начать менять местами игру и учебу, то у ребёнка не просто воруется детство, в этот момент воруется у него взрослость, потому что он телесно вырастает, а в душе остается ребенком, который не доиграл. Отсюда инфантильные взрослые, которые ничего не хотят делать, находятся в постоянной депрессии, печали и унынии.
Для того, чтобы ввести для ребенка режим дня, необходимо объяснить ему правила этого процесса, и, безусловно, согласовать режим с ним. Нельзя встраивать ребенка в режим дня, если он не дал на это согласие. В данном контексте, важно время, которое он проводит с телефоном – не более 2 часов в день.
Важную роль в режиме и дисциплине является мотивация. Спасательным кругом может стать трекер привычек (бланк можно распечатать с интернета). Сначала нужно внимательно пронаблюдать за ребёнком, и записать все те действия, которые он должен выполнить до завтрака. Например: почистить зубы, заправить постель, надеть майку и шорты, расчесаться и все, что ребенок должен сделать до сна. Обязательно учитывать время, которое ребенок тратит на выполнение каждой процедуры. Например: сколько у него уходит времени на то, чтобы одеться? Трекер привычек помогает упорядочивать жизнь. Вечером, как повод, можно обсудить успехи.
Лучший способ обучения детей – личный пример. Если взрослые ложатся в разное время, встают в разное время, вечно куда-то спешат, потому что не планируют заранее, ребенку будет очень сложно придерживаться хоть каких правил. Очень дисциплинируют сады, школы, лагеря, там, где есть режимные моменты. Это то, что происходит каждый день в одно и то же время. Идеально — это подъем, прием пищи, интеллектуальная и физическая нагрузка.
Факторы, влияющие на формирование саморегуляции у детей:
- Режим дня убирает раздражительность и возбудимость, именно поэтому гиперактивным детям нужно помогать привиться к режиму, помогать прививать культуру монотонности, предопределенности, понятности, структурности, если взрослый понимает, что режим держит ребенка в тонусе, безопасности и, соответственно, повышает его работоспособность. Учебная мотивация падает, когда начинается хаос, беспорядок, и это еще больше усложняет и так с возрастом сложную ситуацию с учебной мотивацией (5, 8 класс – спады учебной мотивации). Это процесс, который проживает каждый ребенок в своем становлении, как ученик.
- Важность рабочего места: ребенок должен знать, где его стул, стол, рюкзак, кровать, где он может спокойно сидеть, где он может разбрасывать вещи, где он не может разбрасывать вещи.
- Свой рюкзак. Ребенок должен всегда ходить со своей сумкой, со своим местом. У него там важные для него сокровища (платочек, игрушка, конфеты, чтобы угостить). Когда родители обеспечивают для ребенка пространство в виде рюкзака, ребенок привыкает к мысли, что есть вещи, за которыми нужно следить. Ощущение, что есть мой рюкзак, моя сумка, мой чемодан, там лежат мои вещи – это очень важный фактор во взрослении наших детей.
И нужно понимать, что не надо носить рюкзаки за детьми. Это формирует ответственность, обязательства и очень важно дать возможность ребенку в этом процессе вырасти.
- Чистота детской комнаты. Никогда ребенку не будет нужна чистота в детской комнате. Когда родители поймут, что чистота в детской комнате нужна только родителям — это важный момент в духовном развитии, просветление. Девиз уборки в детской комнате звучит так: «Убирает тот, кому надо», «Мама, тебе надо, ты и убирай».
Потом, в какой-то момент родитель скажет себе, что это комната ребенка, не стоит трогать его вещи, лучше пойти в свою, навести порядок, если хочется.
И вот это внутреннее разрешение родителей своим детям жить, как они хотят, важный момент доверия. Да, иногда придется доставать из-под матраца фантики, сухари, и этот список может удивить, НО никакая из этих находок не может остановить родителя дать возможность, доверяя ребенку, формировать своё собственное пространство, потому что, когда ребенок раскладывает вещи в своей комнате так, как он хочет, это, по сути, является отражением того, насколько он взрослый внутри. По тому, что находится в детской комнате, можно понять, что у ребенка внутри, в его сознании. Когда вы заходите к любому человеку в гости, то, как вам отражается его пространство, по сути, является показанием того, какой уровень сознания у этого человека, насколько он развит.
- Важным моментом в развитии саморегуляции является шкафчик с вещами.
Родители любят забираться в шкафчик и наводить в нём чистоту, пока нет ребенка; развешивают вещи, раскладывают по стопочкам, чтобы не мялись и думают, что ребенок, зайдя в свою комнату, увидев этот порядок, захочет, чтобы так было всегда. Это утопия! Все, что для родителя порядок, для ребенка – шок и ужас, кошмар! Первое, что он подумает, когда увидит, что в его вещах копались, это конец свободы. То есть, кто-то пришел в моё личное пространство, и без моего разрешения сделал так, как ему хорошо, хотя он даже здесь не живет.
И это создает причину, по которой в жизни взрослого приходят какие-то люди и делают в его жизни то, что они хотят. Потому, что как родители обращаюсь со своим ребенком, всегда имеет отражение во взрослом возрасте.
В какой-то момент взросления родители должны начать стучаться в комнату своих детей. Дети всегда стучатся в комнату родителей!!! Это очень важная вещь.
- Личная гигиена.
Алгоритм формирования режима и усердия у детей с особыми потребностями отличается от алгоритма детей с нормой.
- Скоростью выполнения задания.
Важно. Родителю особенного ребенка, не надо ускорять, не надо его торопить. Если процесс формирования у ребенка какого-то качества (например, хочется, чтобы он был дисциплинированным) происходит у родителя с безэмоциональным, недовольным, злым лицом, то ребенок ничего не слышит! Дети не слышат ничего из того, что говорит родитель, если это не говорится из сердца в сердце. А так можно разговаривать только находившись в тишине, во внутреннем балансе и когда нет состояния внутренней спешки.
Ответы родителей на вопросы: «Как часто вы находитесь в состоянии внутреннего баланса? В состоянии отсутствия внутренней спешки?» Это и будут ответы на вопрос «Как часто вы разговариваете на языке, который понимает ваш ребенок». Потому что, когда взрослый говорит с закрытым сердцем, это все-равно, что разговаривать с китайцем, не зная китайского языка. Он будет говорить действительно важные вещи, но ничего не будет понятно. Так звучит речь родителя для ребенка, который кричит, недоволен, злой, расстроен. С детьми нужно разговаривать о них самих, что их увлекает, в чем они чувствуют себя счастливыми, иначе они не поймут, в чем их предназначение.
- Любой режим дня начинается всегда с просыпания.
Важно, чтобы, просыпаясь, дети кого-то обнимали, говорили доброе утро и говорили о том, что проснулись.
После этого начинается церемония зарядки. Важно, на 1-х этапах делать зарядку вместе. Потом он будет делать это самостоятельно.
Родитель может сказать: «У тебя есть 3 минуты, делай зарядку, потом приходи я приготовлю завтрак». Зарядка для особенного ребенка будет составлена специалистами ЛФК, логопедами, дефектологами.
Важно понимать, что зарядка с утра для особенного ребенка — это настрой работы над собой. Очень многим взрослым такой зарядки не хватает. Они предпочитают встать, выпить кофе, полежать, в окно посмотреть, хотя уже 12 часов, а потом появляются мысли: не успеваю ничего, жизнь проходит!
Физическая нагрузка с утра — это, буквально, «заряживание» себя на рабочий настрой на день.
- Умывание и гигиена. Ребенок должен знать, какой пастой и как нужно чистить зубы. Очень важно, чтобы дети это делали хотя бы 1 раз в день. Нужно проверять!
- Завтрак. Очень важно есть вместе. Не позавтракал, пропускаешь до обеда. Вместе есть очень важно, потому что все семьи чувствуют в этом силу рода.
- Домашние дела и обучение. Важно знать, сколько времени обучается ребенок, какие перерывы, через сколько.
- Обед
- Игры
- Полдник
- Выполнение домашних заданий. Выполнять домашние задания нужно в тот момент, когда ребенок настроен на это. Каждый раз, нужно приглашать ребенка выполнять домашние задания в одно и то же время. Это то, что помогает детям сосредоточиться и получить результат.
- Ужин. Время для семьи (разговоры, совместные просмотры, подготовка ко сну).
- За 1 час до сна не должно быть никаких гаджетов и телефонов. Он может читать, играть, 10-20 минут посмотреть мультики. Но в идеале, за 1 час до сна никаких процессов, активизирующих психику, быть не должно. Перекармливать ребёнка тоже не нужно на ночь. Это нарушает сон, мотивацию на пути в школу, подавляет жизненную энергию.
В заключение хотелось бы добавить: для того, чтобы сэкономить деньги на лекарства и получить эстетическое удовольствие нужно гулять!
Есть наблюдение, что есть такие дети, которые особенно любят гулять. И они обычно приходят к таким взрослым, которые забыли, как это делать. Они приходят к взрослым, которые просто не могут позволить себе сидеть на площадке, мотылять ногами, качаясь на качелях, смотреть в окно. А такие вещи крайне необходимы для родителей, для их ровного, спокойного, размеренного пребывания в пространстве собственных детей.
Инна Анатольевна Высоцкая, педагог-психолог
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»