Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский |
В наше время очень важно научить подрастающее поколение бережно и с любовью относится к природе, заботиться о ней, приумножать её богатства, охранять. Ведь человек и природа – это единое целое, но, к сожалению, деятельность человека в последние годы наносит ей большой урон. Неразумное использование природных ресурсов, загрязнение воздуха, водоёмов, все это отрицательно сказывается не только на самой природе, но и на человеке, его здоровье. Такое отношение к природе нужно воспитывать у ребёнка с ранних лет и делать это нужно на личном примере, так как жизненная позиция у детей закладывается в семье.
- Прежде всего, нужно показать ребёнку красоту природы, которая его окружает: цветы на клумбе, бабочек, пение птиц, журчание ручья. Учить его наблюдать! Почаще организовывать прогулки в парк, в лес. Даже просто гуляя с малышом в городе или во дворе наблюдать за объектами живой и неживой природы: шуршащие листья под ногами, красивые облака, радуга после дождя.
Детям нравится собирать вместе коллекции (минералов, ракушек, шишек), рассматривать их, делать совместные поделки из природных материалов, гербарии растений.
- Если в городе есть краеведческий музей, полезно посетить его вместе с ребёнком. Благодаря этому можно поближе познакомиться с реликтами и эндемиками родного края. Стоит учитывать, что в воспитании любви к природе родного края нужна системность и последовательность, какие-либо одноразовые мероприятия результата не дадут.
- Важно довести до ребёнка мысль, что растения и животные нуждаются в бережном отношении к ним, что очень важно не загрязнять водоёмы, не мусорить в лесу и парке. Учить видеть взаимосвязь природы и человека. Кроме того, полезно обучить ребенка простым экологическим правилам в быту – разделять мусор: пластик, стекло, бумагу. Объяснять, что рассортированный мусор проще переработать для повторного использования, тогда как смешанный мусор приходится сжигать, при этом в воздух выбрасываются тонны отравленного дыма. Познавательные мультфильмы о переработке пластика и другого мусора помогут ребенку усвоить информацию с любимыми героями, например, «Смешарики» и «Фиксики».
- Полезная привычка – экономить природные ресурсы. Нужно объяснить ребенку, что существуют исчерпаемые ресурсы, поэтому важно выключать свет, выходя из дома, а, чистя зубы, выключать воду в кране и не давать воде бежать без дела, а покупать еды нужно столько, сколько съедите, так еду не придётся выбрасывать и не будет в доме лишнего мусора.
- Помимо этого, очень важно учить ребёнка простейшим навыкам по уходу за растениями и животными дома. Поручить ему уход за каким-то одним конкретным комнатным цветком. Рассмотреть вместе с ребёнком это растение, обратить внимание малыша на красоту цветка, на то, что у растения есть листья, стебель, корень. Объяснить и закрепить основные правила ухода за растением. Нужно контролировать работу ребёнка по уходу за цветком, но незаметно, чтобы дать ему понять, что он несет ответственность за порученное ему растение.
- И, пожалуй, самое главное. Если родители, сами не следуют правилам, о которых говорят, то эффекта от выше перечисленного не будет. Взрослые должны подавать пример своим бережным отношением к природе. Они должны создать в семье атмосферу любви и уважения к природе.
Глушак Галина Викторовна, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»