В рамках работы Регионального ресурсного центра состоялся лекторий, посвященный теме «Детская агрессия. Как помочь агрессивному ребенку?» Лекторий провела педагог-психолог отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка» Номоконова Елена Сергеевна.
«В настоящее время многие родители отмечают, что дети стали более агрессивны, чем раньше. С этим сталкиваются в детском саду, школе, дома и у нас в реабилитационном центре, - рассказывает Елена Сергеевна,- поэтому эта тема очень актуальна и на нашем лектории присутствуют родители, которых это волнует. Практически каждый родитель сталкивался с подобной проблемой, когда агрессию проявляет сам ребенок или же другие дети проявляют агрессивное поведение по отношению к ребенку, в частности, к «особому» ребенку.
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые формы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии. Те же люди, которые не научились контролировать свои природные агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми.
Рассмотрим основные причины агрессии.
Влияние социального окружения играет огромную роль: согласитесь, что ребенок, который никогда не слышал китайского языка, не будет разговаривать по-китайски. Так и с агрессивным поведением: он видит его в ближайшем окружении: дома, в саду и т.д. и повторяет его. Если бы такие модели поведения не демонстрировались в обществе, то и ребенок его не мог демонстрировать. Он употребляет те же слова и действия, которые видел и слышал. Существует такое понятие паттерны - повторяющееся поведение. Семейные паттерны: когда дети, испытывающие на себе грубое отношение со стороны близких и говоря себе, что я так никогда не буду себя вести, со временем, не замечая того сами, проявляют подобное поведение по отношению уже к своим детям. Ко мне на консультацию обращалась мама с жалобой на агрессивное поведение ребенка, что он грубит ей и другим людям. В процессе консультации, у нее зазвонил телефон и она грубо рявкнула в трубку: у тебя что мозгов нет совсем, я же говорила, что иду к психологу. Сюда же хочется добавить еще одну причину, которая все больше набирает обороты: это просмотр детьми фильмов, где сила, грубость помогает добиваться своего и так же компьютерные игры подобного содержания. Дети с удовольствием перевоплощаются в подобных героев. Особенно это касается детей с повышенной возбудимостью, с определенными диагнозами: расстройство аутистического спектра (когда присутствует стереотипность поведения, запоминаются случайные стимулы и стойко просматриваются в поведении ребенка на протяжении длительного времени), дети с синдромом Дауна так же в особой группе риска (отличаются повышенной возбудимостью и яркой демонстрацией того, что они увидели и услышали).
Рекомендации
- Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию, защищать себя социально приемлемым способом, не причиняя вреда другим людям.
Если ребенок злится, бросается на вас с кулаками_ прижмите его к себе Постепенно он успокоится, придет в себя. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а следовательно его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит, ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах и поведении Нужно дать понять, что вы готовы его выслушать, когда ему плохо.
Это же касается и взрослых. Если ссорятся два близких человека, как бывает важно, если во время ссоры один и конфликтующих может обнять, прижать, уметь говорить. Часто взрослые не имеют такого опыта, во время ссоры могут крушить мебель, выкинуть из окна телефон или растоптать его. А потом очень жалеть о содеянном и злиться уже на себя. Гнев прошел, а телефон придется новый покупать.
- Показать ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, отнимет игрушку у другого ребенка, то впоследствии останется играть один.
- Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в подвижных играх, спортивных играх и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку». Если ребенок чувствует раздражение, он может ее поколотить. Если такой опыт приобретен: то это лучше когда взрослый мужчина в минуты гнева стукнет кулаком по столу, а не в глаз жене, а взрослая женщина не ударит сковородкой в лоб.
Презентацию на тему «Как помочь агрессивному ребенку» вы можете посмотреть здесь
В заключение отмечу, что родителям важно помнить следующее: агрессия это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если ей уметь управлять. И задача родителей – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях».
С памяткой для родителей и педагогов по коррекции агрессивного поведения детей вы можете ознакомиться здесь.