Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

В рамках работы Регионального ресурсного центра состоялся лекторий, посвященный теме «Детская агрессия. Как помочь агрессивному ребенку?» Лекторий провела педагог-психолог отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка» Номоконова Елена Сергеевна.

«В настоящее время многие родители отмечают, что дети стали более агрессивны, чем раньше. С этим сталкиваются  в детском саду, школе,  дома и у нас в реабилитационном центре, - рассказывает Елена Сергеевна,- поэтому эта тема очень актуальна и на нашем лектории присутствуют родители, которых это волнует. Практически каждый родитель сталкивался с  подобной проблемой, когда агрессию проявляет сам ребенок или же  другие дети проявляют агрессивное поведение по отношению к ребенку, в частности, к «особому» ребенку.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые формы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.  Те же люди, которые не научились контролировать свои природные агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми.

Рассмотрим основные причины агрессии.

Влияние социального окружения играет огромную роль: согласитесь, что ребенок, который никогда не слышал китайского языка, не будет разговаривать по-китайски. Так и с агрессивным поведением: он видит его в ближайшем окружении: дома, в саду и т.д. и повторяет его.  Если бы такие модели поведения не демонстрировались в обществе, то и ребенок его не мог демонстрировать. Он употребляет те же слова и действия, которые видел и слышал.  Существует такое понятие паттерны - повторяющееся поведение. Семейные паттерны: когда дети, испытывающие на себе грубое отношение со стороны близких и говоря себе, что я так никогда не буду себя вести, со временем, не замечая того сами, проявляют подобное поведение по отношению уже к своим детям.  Ко мне на консультацию обращалась мама с жалобой на агрессивное поведение ребенка, что он грубит ей и другим людям. В процессе консультации, у нее зазвонил телефон и она грубо рявкнула в трубку: у тебя что мозгов нет совсем, я же говорила, что иду к психологу.  Сюда же хочется добавить еще одну причину, которая все больше набирает обороты: это просмотр детьми фильмов, где сила, грубость помогает добиваться своего и так же компьютерные игры подобного содержания. Дети с удовольствием перевоплощаются в подобных героев.  Особенно это касается детей с повышенной возбудимостью, с определенными диагнозами: расстройство аутистического спектра (когда присутствует стереотипность поведения, запоминаются случайные стимулы и стойко просматриваются в поведении ребенка на протяжении длительного времени), дети с синдромом Дауна так же в особой группе риска (отличаются повышенной возбудимостью и яркой демонстрацией того, что они увидели и услышали).

Рекомендации

  1. Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию, защищать себя социально приемлемым способом, не причиняя вреда другим людям.

Если ребенок злится, бросается на вас с кулаками_ прижмите его к себе Постепенно он успокоится, придет в себя. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а следовательно его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит, ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.  Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах и поведении Нужно дать понять, что вы готовы его выслушать, когда ему плохо.

Это же касается и взрослых. Если ссорятся два близких человека, как бывает важно, если  во время ссоры  один и конфликтующих может обнять, прижать, уметь говорить. Часто взрослые не имеют такого опыта, во время ссоры могут крушить мебель, выкинуть из окна телефон или растоптать его.  А потом очень жалеть о содеянном и злиться уже на себя. Гнев прошел, а телефон придется новый покупать.

  1. Показать ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, отнимет игрушку у другого ребенка, то впоследствии останется играть один.
  2. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в подвижных играх, спортивных играх и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку». Если ребенок чувствует раздражение, он может ее поколотить. Если такой опыт приобретен: то это лучше когда взрослый мужчина в минуты гнева стукнет кулаком по столу, а не в глаз жене, а взрослая женщина не ударит сковородкой в лоб.

Презентацию на тему «Как помочь агрессивному ребенку» вы можете посмотреть здесь

В заключение отмечу, что родителям важно  помнить следующее: агрессия это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если ей уметь управлять. И задача родителей – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях».

С памяткой для родителей и педагогов по коррекции агрессивного поведения детей вы можете ознакомиться здесь.

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)