Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Эмоциональное развитие ребенка берет начало с первых дней беременности матери.  Нервное напряжение, усталость, семейные неурядицы готовят «негативную почву» для эмоциональных проблем малыша.  Мало кто обращает внимание на тот факт, что первые месяцы жизни ребёнка тоже влияют на его эмоциональную сферу. Поэтому так важно, несмотря на любые трудности, обеспечить маме и малышу спокойствие и комфортную обстановку

Нередко в первые месяцы после рождения малыша, родители обеспокоены исключительно питанием, которое получает ребенок. Это очень важно. Однако, для каждого ребенка не менее важны внимание, ощени, ласка, разговоры, улыбки.  Такое общение способствует эмоциональному развитию малыша: научит любить других людей и наслаждаться жизнью.

Взрослым легче контролировать свои эмоции, нежели детям. Дети легче поддаются веселью, но и огорчаются они также легко. Это связано с тем, что они еще в процессе познания себя, к тому же мозг ребёнка еще в процессе формирования, им сложно владеть собой. Ребенок, который звонко хохочет, может внезапно расплакаться, а несколько минут спустя снова смеяться. Для маленьких детей это вполне нормальное поведение.

Важно, чтобы все члены семьи придерживались единого стиля воспитания. Тогда ребенку не придется приспосабливаться и ловчить.

Наследственность также играет роль в формировании эмоциональности ребёнок. Иногда можно заметить, что характер, поведение, манеры реагирования на жизненные ситуации у ребёнка очень схож с кем-то из членов семьи. 

Следует отметить, что некоторые дети эмоциональны внешне (плаксивые, крикливые, шумные), другие внутренне эмоциональны (тревожные, боязливые).  Справляться со своими эмоциями сложно и тем, и другим. Критика поведения ребенка и наказания со стороны взрослых усиливают проблемы детей. Что же делать?

Прежде всего, попытаться понять своего ребенка: что с ним происходит, что он чувствует, думает. 

Следует учитывать, что у детей бывают хорошие и плохие дни (как у взрослых): из-за усталости, огорчений в детском саду, школе, ревности к младшей сестре и т.д.  Обсудите с ребенком каждую конкретную ситуацию, успокойте его, заверьте в своей любви. Таким образом, снижается тревожность, агрессия, направленная на других людей.

Обсуждайте последствия действий ребёнка или взрослого для чувств другого человека.  Например:

  • Что чувствует другой ребенок, если ты не соблюдаешь правила игры, если ты берешь у него игрушки, а свои не даешь.
  • Что чувствует бабушка, если просит тебя убавить звук телевизора, а ты ей говоришь: мне нравится слушать громко.
  • Что ты будешь чувствовать, если попросишь бабушку сварить компот, а она скажет: чаю попей, а компот потом сварю и другие ситуации.

Чаще говорите с ребенком о своих чувствах. Принимайте свои чувства и чувства ваших детей.

Важно знать – плохих эмоций не существует. Не запрещайте детям испытывать чувства, а называйте их своими именами. Важный шаг в умении управлять эмоциями – это уметь их распознавать.

В некоторых случаях стоит дать возможность ребёнку самостоятельно справиться с переменами в настроении. Но до тех пор, пока плохое настроение не затягивается на несколько дней и не переходит принятые в семье границы, не стоит   бить тревогу.  Однако, если ребенок долго находится в подавленном состоянии или с ним происходят резкие и неожиданные перемены, лучше обратиться за рекомендациями к психологу. Если что-то длительно беспокоит вашего сына или дочь, специалист поможет разобраться в ситуации и принять необходимые меры.

В заключении отмечу, насколько родителям и другим, участвующим в воспитании взрослым, важно понимать, что эмоциональное развитие детей может происходить только если у них имеется возможность всё лучше и лучше познавать самих себя.  

 

Елена Сергеевна Номоконова, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)