![]() |
Когда в семье появляется ребенок с нарушениями в развитии, родители и специалисты в дальнейшем могут столкнуться с отсутствием одного важного навыка, который зачастую сопровождается отсутствием реакции на возможные инструкции и обращения («Сядь», «Возьми», «Ваня!»), а иногда сопровождается отсутствием коммуникации с окружающими, низким уровнем игровых навыков и навыков самообслуживания |
Зрительный контакт является первичным навыком слушателя, который формирует учебное поведение и сотрудничество. Другими словами, наличие у ребенка умения смотреть в глаза является основой начала взаимодействия с ним, а значит первым навыком, которому нужно обучить. Именно поэтому очень важно заниматься его развитием.
Классическая процедура обучения зрительному контакту включает инструкцию: «Посмотри на меня!» или использование имени ребенка, а также использование словесной похвалы и поощрений после взгляда ребенка. Иногда взрослый подставляет к своим глазам мотивационный предмет (предмет, который вызывает положительные эмоции у ребенка) в качестве подсказки.
Однако, данная процедура имеет несколько недостатков:
- Ребенок не смотрит в глаза спонтанно, а только после инструкции «Посмотри на меня!».
- Ребенок затрудняется сосредотачиваться на выполнении заданий, если перед этим не вступает в зрительный контакт.
Важно, чтобы зрительный контакт формировался в отсутствии инструкции. К тому же, если принуждать ребенка к зрительному контакту, это может восприниматься как нарушение личных границ, что в дальнейшем вызовет тревогу. Поэтому на сегодняшний день эта процедура не проводится.
Но существуют другие методы привлечения зрительного контакта ребенка. Для начала нужно понимать, что доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнку важен для установления благополучных отношений с ним. Поэтому в процессе занятий можно использовать различные мотивационные предметы, которые развивают зрительные и слуховые реакции (например, погремушки, музыкальные заводные карусели, игрушки-пищалки, колокольчики и др.) и в момент звучания находятся рядом с глазами взрослого. В результате ребенок будет поворачивать голову, смотреть на игрушку и невольно встречаться взглядом. Обязательно поощряем – отдаем предмет в руки ребенку.
Можно брать специфические предметы, притягивающие внимание ребенка (может быть это будет колечко от пирамидки). Смотрим в дырочку и говорим «ку-ку». Зачастую детям очень нравится этот прием. Они смеются и смотрят, вроде бы, как не в глаза, а на колечко. Колечко он получает и одевает на пирамидку. У ребенка появляется цель – собрать все колечки. Но постепенно колечко отодвигается, но акцент сохраняется на слове «ку-ку» (можно произносить его с каждым разом всё громче и громче), и ребенок вынужден сначала посмотреть на взрослого, а потом взять колечко.
Можно использовать яркие образы на голове, если ребенок не испытывает по этому поводу страхов. Например, клоунский нос, смешные очки, предметы из наборов для праздника, разноцветные парики и шляпы, большие серьги, прозрачные маски. Не забываем поощрять ребенка каждый раз, когда он фиксирует взгляд. Возможна будет положительная реакция на «бинокль» из пальцев.
Следует использовать всевозможные способы, чтобы привлечь внимание ребенка. Например, легонько подуть ему в щеку. Или поиграть в прятки, закрывая и открывая лицо себе и ребенку. Для этой игры подойдут шарфы (обычные или из полупрозрачного шифона), полотенца, одежда, нагрудник, Ваши руки или руки ребенка (закрывайте ими лицо ребенка или свое собственное).
Одной из стратегии АВА-терапии является шейпинг. Это увеличение продолжительности зрительного контакта. Сначала поощряем скользящий взгляд, затем взгляд в течение секунды (т.е. ребенок уже задерживает взгляд, хоть и ненадолго). Затем, когда смотрит 2 секунды, 3 секунды и т. д. Подкрепляем на каждом этапе.
Подкрепление – это базовый принцип в процессе укрепления желаемого поведения (формирование продолжительного зрительного контакта), который необходим для мотивации и закрепления достигнутого эффекта. В качестве подкрепления подойдут: маленькие кусочки маршмеллоу, мармеладок, печенье-крекер «рыбка», кукурузные хлопья, ломтики сыра, кусочки фруктов и т. п.
И еще: сделайте ритуалом всегда устанавливать зрительный контакт перед тем, как начать новую игру или занятие. Главное – взрослому нужно быть внимательным и отзывчивым к потребностям ребенка, а для этого не жалеть времени, усилий, сохранять спокойствие, уверенность и проникнуться его ощущениями и чувствами.
Сердюкова Елена Сергеевна, педагог-психолог
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»