Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем «нарисовать» портрет «неуверенного в себе ребенка».

Какой же он?

Робкий, нерешительный, навязчивые страхи, тихая речь, теребит волосы или одежду, сложности в общении с другими людьми, не может высказать свое мнение в коллективе сверстников...

Следует отметить, что неуверенные в себе дети встречаются в достаточном количестве не только среди детей с ограниченными возможностями здоровья.

Неуверенность в себе, как правило, складывается из нескольких факторов – генетической предрасположенности и воспитания.

Генетическая предрасположенность – человек обладает большей чувствительностью. Порой, мы наблюдаем семьи, в которой все очень чувствительны и воспитание дают ребенку исходя из своей чувствительности и опыта.

А бывают нечувствительные личности, про таких говорят «непробиваемые», «малоэмоциональные», «прут как в танке».

Непременно, такие разные люди в обществе рано или поздно друг с другом встречаются.

Как поведет себя непробиваемый – проедет, «как в танке», и не заметит, что не дал высказаться другому ребенку, отодвинул его в сторону, выхватил игрушку. При этом он не будет чувствовать, что кого-то обидел.

Неуверенный в себе ребенок будет обижаться, уходить в сторонку, страдать, а сказать о своих чувствах скорее сможет только близким людям, а не тем, которые нарушают его границы.

А в случае с детьми-инвалидами прибавляется еще один весомый фактор – ограничения в движении, речи, зрении, слухе и т.п.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья возникают и дополнительные трудности – это недостаточный опыт общения в коллективе, чрезмерная физическая зависимость от близких людей, часто встречающаяся в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, гиперопека, которая порой лишает ребенка физического и социального развития, препятствует получению опыта, способствующего развитию эмоционального интеллекта.

Очень способствуют развитию неуверенности в себе у детей с особенностями развития страхи и обиды родителей (развитие комплекса неполноценности у родителей) на окружающих людей, которые задержали взгляд, сказали, что-то о поведении, внешности, манере общения ребенка.  Такие замечания и оценки нередко слышат и родители здоровых детей, но реакция на это другая – менее болезненная, может быть агрессивная реакция в ответ. Такими реакциями родители демонстрируют ребенку свою неуверенность в себе за своего ребенка, что стойко приводит к формированию неуверенности в последующем у детей.

Многие родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, боятся, что на детской площадке, в детском саду, школе ребенка будут обзывать, обижать, задавать «неудобные вопросы»: «почему ты так говоришь?», «почему ты так ходишь?». Их стараются оградить, защитить (ограничить общение или быть все время рядом, начеку, в ту же секунду решать проблему ребенка). Тем самым, не давая возможности социально адаптироваться, научиться общаться, защитить себя, быть уверенным в правильности своих действий и поступков.

Нередко родители звонят в присутствии ребенка родственникам, друзьям, обдумывая план мести обидчику, перевод в другой детский сад или школу. Страхи и тревоги родителя в таких ситуациях неизбежно приводят к тому, что ребенок чувствует себя неуверенным в себе, он понимает, что за него все решают, от него ничего не зависит, так как он слабый, беззащитный и его должны защищать окружающие его люди, а не он сам.

Чрезмерное желание оградить сына или дочь от будущих трудностей ведет к формированию у ребенка пассивности, безучастности и, нередко, к потере интереса в общении с другими людьми. Тогда бывает, что ребенок уходит в мир гаджетов. Практика показывает, что дети с достаточным уровнем интеллектуального развития не могут найти себя, свою профессию, если не имеют должного уровня социальной адаптации. Это указывает нам на то, что ребенок не уверен в себе, своих возможностях.

Давайте вспомним, много ли выросло обычных людей, которых бы никогда не обзывали? Почти всегда находился повод, за что можно было дразнить, давать прозвища: один рыжий, другой полный, длинный, по фамилии и т.п. 

Все учились с этим справляться. Получали опыт как положительный, так и негативный. И это тоже опыт. Когда человек решает сам личную ситуацию, он становится в себе более уверенным.

Следует признать, что определенное количество бестактных людей встречается на пути, но большинство все же понимают проблему и нередко готовы прийти на помощь. Главное, научить ребенка не быть чрезмерно обидчивым, подозрительным, настороженным.

Как к этому стремиться?

Прежде всего родителю нужно стать менее обидчивым, показывать это ребенку своей реакцией, развивать чувство юмора, базовое доверие к миру.

Когда психологи получают запрос родителей о том, что с ребенком нужно поработать в области развития уверенности в себе, в первую очередь они стараются донести до родителей, что именно они первые помощники своему ребенку: если не изменить свое отношение, поведение, чувствование ребенка, то работа психолога не станет столь эффективной, какой бы могла быть в содружестве с семьей.

Как помочь неуверенному в себе ребенку?

  • Предоставлять опыт общения своему ребенку, исходя из его физических и психических возможностей. Только в обществе ребенок развивает свой эмоциональный интеллект, учится понимать не только свои желания и потребности, но и потребности окружающих.

Еще раз хотелось бы отметить важность прохождения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных мероприятий в специализированных центрах. Очень часто для ребят, которые имеют заболевания, подобный центр – это первый коллектив, где они получают возможность общения с другими детьми и взрослыми. Чем более самостоятельным чувствует себя ребенок, тем больше возрастает его уверенность в себе и собственных возможностях.

  • Научить ребенка радоваться его неповторимости.
  • Поощрять реалистичные мечты своих детей, оказывать помощь в их реализации.
  • Вдохновлять на успешную учебу, но при этом не ждать и не требовать невероятных успехов.
  • Давать ребенку возможность самому оценивать поступки других людей, их поведение и внешность.

Часто родители навязывают свое мнение, считая, что их опыт гораздо важнее, чем опыт, приобретаемый их сыном или дочкой. Следует понимать: каждый из нас получал в процессе жизни свой опыт, и мы на него опираемся. Нашим детям это так же необходимо.

  • Обсуждать с ребенком ситуации, которые вызывают у него тревогу.
  • Найти увлечение, в котором ребенок будет успешен. Успешность в какой-либо деятельности, придает уверенности в себе любому человеку.
  • Больше верить в силы своего ребенка. Стараться не говорить при нем, что «у него все слабенько получается», «за ним нужна нянька» и пр. Лучше сказать ребёнку: «Я в тебя верю». И это 100% придаст ему сил.

И еще одна рекомендация. Полезно читать книги и смотреть с ребенком фильмы, где главные герои – это дети с особенностями развития. Их путь развития и принятия обществом – это яркий пример для ребенка, который чувствует себя неуверенным, неполноценным. Обсуждать героев, выделять главное. Вот небольшой список из тех литературных произведений, которые помогут ребенку понять свой собственный мир и научат относится к себе с уважением: https://knife.media/disabled-children/

 

Будущее ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе.

 

Важно сделать все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

 

Номоконова Елена Сергеевна, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)