Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

«Игра – это то, что делается ради нее самой». «Участие в ней добровольное, оно доставляет удовольствие, а это дает ощущение вовлеченности, уводит детей от времени. Деятельность важнее, чем результат» - пишет психиатр Стюарт Браун, автор книги «Игра». Под игрой мы понимаем не только специальное время, когда родители играют со своими детьми в игрушки на коврике, но и те жизненные моменты, когда родитель вплетает игровые ситуации в обычные рутины, веселит, удивляет, тормошит ребенка

В педагогической практике все чаще встречаются родители, которые не умеют играть со своими детьми. Они и сами признаются, что им не хватает знаний и практических умений разнообразить игры ребенка, сделать ее забавой, удовольствием и одновременно обучением новым навыкам. Владение игровыми стратегиями повышает успешность родителей в играх с ребенком, поддерживает их эмоциональное благополучие и чувство уверенности в себе.

Чтобы стать игровым партнёром для ребенка, необходимо:

  • установить тесное взаимодействие или связь с ребенком, убедиться, что игровое взаимодействие доставляет ему удовольствие. Взаимность между ребенком и взрослым, согласованность действий в процессе игры определены как важные компоненты процесса взаимодействия.
  • быть увлекательной (или, по крайней мере, интересной) личностью: быть гибким и творческим; иметь хорошие навыки наблюдения; быть чувствительным и отзывчивым; и уметь при необходимости быть поддерживающим.
  • понимать сигналы ребенка, поддерживать непрерывность игры, быть ненавязчивым.
  • ориентироваться на ребенка: учитывать его интересы, быть способным наблюдать, смотреть, ждать и своевременно, соответственно реагировать.
  • уметь побудить ребенка в игре к чуть более высокому уровню вовлеченности, активности и самостоятельности.

Какими же игровыми стратегиями могут овладеть родители, чтобы стать игровым партнером своему ребенка?

  1. Ожидание инициативы: ждите и наблюдайте.

Ожидание, наблюдение и молчание часто являются уместными стратегиями. Как было упомянуто ранее, важно дать ребенку шанс инициировать игру. Взрослому стоит подождать, пока ребенок сам выберет занятие. Если взрослый всегда предлагает готовый материал, ребенку не нужно делать выбор и находить возможные занятия самостоятельно. В начале каждой новой игры важно дать ребенку время на то, чтобы исследовать материалы и инициировать социальное взаимодействие. Ведь, если взрослый все время говорит, то ребенку не нужно коммуницировать.

Пример ситуации:

Мама готовит на кухне, Дима все время ее отвлекает и требует внимания. Мама дает ребенку кастрюлю и немного мытых овощей и ждет, как поступит с предметами Дима. Спустя несколько секунд ребенок посмотрел на маму, посмотрел на предметы, затем взял кастрюлю, покрутил, посмотрел вопросительно на маму. Мама объяснила, что это кастрюля и продолжила наблюдать за действиями ребенка. Дима брал по очереди овощи, показывал маме, потом складывал их в кастрюлю, доставал обратно. Действие ребенка показало, что он заинтересовался новыми предметами, он сам выбирал и показывал предметы маме. Ожидание и наблюдение мамы позволило Диме быть инициатором игры, а не просто реагировать, что дало ей больше контроля над ситуацией.

  1. Следование за ребенком и комментирование (называние) действий ребенка.

Бывает ребенок не хочет, чтобы взрослый включался в его игру. Лучшей стратегией в этом случае будет следование. Для этого взрослый располагается недалеко от ребенка так, чтобы ребенок видел его. Он находится рядом, но не инициирует взаимодействия. Важно, чтобы ребенок принял присутствие взрослого. Далее взрослый может взять аналогичные игрушки или предметы и потихоньку, подражая ребенку, играть в них, как бы следуя за его инициативой. Хорошим приемом является называние действий ребенка или результат его действий. Главное — взрослый не призывает ребенка к взаимодействию, а ждет, когда ребенок САМ обратит внимание и присоединится.

Пример ситуации:

Мама предлагает Коле поиграть в машинки. Мальчик берет машинку, убегает и играет сам. Как только мама присоединяется к игре, он начинает возмущаться и отворачиваться. Мама берет другую машинку, садится недалеко от ребенка и начинает играть с ней, озвучивая свои действия. Коля внимательно посмотрел на маму, придвинулся к ней и начинает играть своей машинкой рядом. Мама продолжает игру, комментируя свои действия и действия ребенка. Через некоторое время у Коли машинка укатилась к маме. Мама: «Машинка ко мне приехала» и катит ее обратно ребенку, комментируя что делает машинка. Коля улыбнулся и опять оттолкнул машинку маме. Так Коля и мама начали играть совместно.

Такие действия мамы позволили Коле понять, что он может играть самостоятельно, а может принять игру другого.

  1. Поощрение самостоятельности: оказание ребенку как можно меньше помощи, но обеспечение необходимой поддержки.

Чтобы увидеть в какой поддержке нуждается ребенок, важно позволить ему сделать как можно больше самостоятельно. Это означает, что ребенок иногда может стараться, чтобы что-то получить; манипулировать предметами разными способами, чтобы выяснить, как с ними играть. Задача взрослого — поощрять ребенка смотреть, думать, действовать и общаться самостоятельно.

Прежде чем бросаться и оказывать помощь ребенку, когда у него что-то не получается, дайте возможность сделать ему три-четыре попытки, если только ребенок не начинает разочаровываться или терять интерес к деятельности. В этом случае взрослый должен вовлечься в процесс быстрее. Когда ребенок нуждается в помощи, взрослый должен сначала предоставить наименьшее количество поддержки, постепенно добавляя больше, если ребенок все еще не в состоянии выполнить то, что он пытается сделать. Помощь может оказаться в виде словесной подсказки, жестовой подсказки или физической помощи. Важно позволить ребенку использовать свой разум и тело для решения проблем и достижения целей, потому что настойчивости в решении проблем можно научить и это поможет ребенку стать более независимым.

Было доказано, что система постепенного увеличения помощи (от маленьких подсказок к бОльшим) увеличивает инициативу ребенка и уменьшает потребность в поддержке взрослых. Важно не забывать поощрять независимость со стороны ребенка.

Пример ситуации:

У Миши был необычный способ перемещения по комнате, включающий использование всех его конечностей в искаженном движении ползком. Когда мяч, с которым он играл, откатился, его матери было бы легче пойти за мячом самой и дать его ребенку. Вместо этого она позволила сыну не торопиться и самому получить мяч. Миша очень старался достать мяч и, когда он, наконец, добрался до мяча, он посмотрел на мать и сказал, сияя: «Мяч, догнал!».

Позволив Мише «побороться», его мать дала ему почувствовать гордость за свои достижения и независимость. Так Миша показал настойчивость и позитивное чувство собственного достоинства.

  1. Подражание действиям, звукам и словам ребенка для установления взаимодействия.

Когда взрослый начинает подражать ребенку, дети чаще всего обращают внимание на действия взрослого, как бы спрашивая: «Что это ты делаешь?». Если взрослый подражает ребенку, ребенок начинает повторять свое действие, чтобы увидеть, последует ли его примеру взрослый. Таким образом, подражание может помочь ребенку понять, что значит «наблюдать за кем-то и повторять». Пристальное внимание к эмоциям ребенка может сказать взрослому, воспринимается ли подражание положительно или отрицательно ребенком. Улыбка или любопытный взгляд на взрослого обычно означает: «Это интересно. Сделай это снова». Хмурость, избегание взгляда или движение в сторону, вероятно, означает: «Мне не нравится, когда ты это делаешь!». Подражание, которое положительно принимается ребенком, может привести к повторению действия, чтобы узнать, что взрослый будет делать дальше. Это начало игрового взаимодействия.

Имитация звуков или вокализаций — это способ вовлечь ребенка, давая ему понять, что взрослый слышал его, вовлечен и заинтересован, что позволяет ребенку слышать свои собственные слова и знать, что взрослый его понял.

Пример ситуации:

Мама предлагает Лиле поиграть в барабан. Она берет палочку и начинает стучать по барабану (вторую палочку кладет рядом с ребенком). Лиля посмотрела на маму, схватила палочку, покрутила и стала стучать ею по полу. Мама взяла палочку и повторила за ней. Лиля продолжала стучать, но уже с паузой. Мама все время повторяла за дочкой, тоже делая паузу. Лиля засмеялась и продолжила стучать, мама тоже засмеялась и продолжила стучать. Во время паузы Лиля всегда смотрела на маму, ожидая, что та повторит за ней. Несмотря на то, что общение было необычным, подражание мамы привело к интерактивной игре.

  1. Соблюдение очередности в игре и общении, чтобы усилить социальную активность.

Приведенный пример в предыдущей стратегией с имитацией ведет к обучению ребенка очередности в игре. Когда взрослый имитирует действия или звуки ребенка, он далее оставляет паузу, чтобы ребенок мог снова сделать свое действие или произнести свой звук. Взрослый вновь подражает ребенку и оставляет паузу. Так появляется очередность. Сначала она может быть непродолжительной, всего 2-4 цикла, но постепенно ребенок осваивает этот игровой прием и может легко участвовать в игре по очереди. Родители могут предлагать ребенку любые игры по очереди, например, стучать по металлофону, убирать игрушки в корзину, хлопать, произносить звуки и т.п. Цель родителей состоит в том, чтобы поддерживать баланс ходов как можно дольше, чтобы увеличить возможности для коммуникативного и игрового взаимодействия. Ходы по очереди могут быть изменены путем изменения действия, добавления новых материалов, новых людей или усложнения действий путем добавления дополнительного действия. Ходы могут включать действия, звуки, слова, физические выражения или последовательности действий.

  1. Моделирование поведения более высокого уровня: новых действий, звуков, слов.

Многие дети в своих играх застревают на одних и тех же действиях, играют с одними и теми же игрушками длительное время. В таком случае взрослому нужно использовать моделирование в качестве стратегии, чтобы «поднять ребенка» на более высокие уровни поведения или расширить общение или диапазон действий. Взрослому необходимо наблюдать за текущим поведением ребенка, обдумывая следующие этапы развития или процессы, необходимые для лучшего выполнения. Это требует знания типичных последовательностей и закономерностей развития. Взрослый может смоделировать новое действие, модифицировать действие ребенка, создавать последовательность действий, новых жестов, знаков, слов, словосочетаний или предложений для ребенка. До тех пор, пока ребенок заинтересован во взаимодействии, шансы на то, что ребенок попытается имитировать и, тем самым, учиться более сложному, увеличиваются.

Специалист может задержаться на действиях ребенка на несколько минут и определить служит ли повторение какой-либо цели. Например, повторение действий может быть способом отработки навыков у ребенка. Это повторение делается потому, что успех доставляет удовольствие. Повторение также может помочь успокоить ребенка, когда повторяются привычные действия. Однако, когда повторение не мотивировано этими когнитивными и эмоциональными причинами, или, когда у ребенка было достаточно времени, чтобы поэкспериментировать с игрушками, чтобы определить диапазон возможностей ребенка, взрослому необходимо побуждать ребенка к переходу к новым игрушкам и материалам. Переход ребенка на более высокий уровень требует некоторых продуманных действий:

 1) перейти в новое место и начать играть, демонстрируя энтузиазм по поводу новой деятельности;

 2) взять игрушку или материал, которые ребенок предпочитает, в новое место и начать играть там;

3) обеспечить значимую связь между деятельностью, в которой участвует ребенок, и новой деятельностью (например, взять автомобиль из тех, с которыми играл ребенок, и переместить его в контейнер с бобами, чтобы попытаться найти его).

Пример ситуации:

Увидев машину, Миша взял ее в руки, лег на пол и начал катать ее вперед-назад. Через 10 минут однообразной игры, мама поняла, что действия стали повторяющимися, мама сделала из досточки горку, поймала машинку, которая укатилась от Миши и пустила ее по горке. Миша посмотрел на маму и продолжил игру, но теперь он намеренно отталкивал машину в сторону мамы, а мама брала ее и пускала с горки. Через непродолжительное время Миша сам стал скатывать сначала одну машинку с горки, потом другую. Таким образом, мама смоделировала другой способ игры с машиной.

  1. Усиливание коммуникации: использование восклицания, вопросов, пояснений, дача ответов, взгляд в лицо.

Усиление коммуникации во время общения с ребенком позволяет ему обратить внимание на собеседника, посмотреть ему в лицо, заинтересоваться речью взрослого и вступить с ним во взаимодействие. Усилению коммуникации служат восклицательные слова типа «ой!», «ух!».

Очень часто родители подросших детей задают вопросы своим детям, как будто устраивают им экзамен. Большинство из этих вопросов являются закрытыми или вопросами, требующими ответа только «да», «нет» или односложного ответа. «Весело ли тебе?» «Как это называется?» «Какой это цвет?».

Вместо вопросов взрослому лучше использовать комментарии. Комментарии о том, что ребенок делает, называется параллельным разговором. «Ты делаешь большую кучу крема для бритья». Комментарии к тому, что делает взрослый, называются разговором с самим собой: «Я собираюсь проделать в песке яму». Уменьшение негативных комментариев, инструкций и директивности также важно для улучшения коммуникации и правильного поведения.

Пример ситуации:

Вера с мамой складывает игрушки в корзину. Мама эмоционально комментирует, что складывает она, что Вера. Неожиданно мама специально кладет игрушку мимо корзины и произносит эмоционально: «Ой, упала!». Вера, смеясь, смотрит на маму, на упавшую игрушку и произносит: «Бух!». Мама спрашивает ее: «Где игрушка?», Вера поднимает игрушку и отдает маме. Благодаря усилению коммуникации, комментариям, вопросу, мама делает уборку игрушек более увлекательной, и ребенок воспринимает ее, как игру.

  1. Считывание сигналов и быстрое реагирование на любые действия.

Спонтанное, быстрое реагирование на действия ребенка важно для детей. Тем самым дается понимание ребенку, что его действия и общение могут повлиять на мир.

Немедленная реакция на любой способ общения, будь то взгляд, жест, действие, вокализация или вербализация, побуждает ребенка действовать или снова общаться. Тип реакции взрослого повлияет на следующее действие или общение ребенка. Положительный ответ может привести к повторению или расширению действия, общения. Отсутствие ответа также может иметь тот же результат, но постоянное отсутствие ответа, вероятно, приведет к уменьшению усилий со стороны ребенка. Отрицательный ответ может уменьшить или прекратить усилия ребенка или, как указано выше, может даже вызвать повторение негативного поведения.

Примет ситуации:

Саша берет ложку и начинает кормить маму. Мама быстро реагирует и подыгрывает ей, комментируя: «Ням-ням. Вкусно!» Саша смеется и кормит маму еще, пытаясь произнести: «Ням-ням».

Мама Саши внимательно наблюдала за ребенком и реагировала на каждое её движение взглядом, комментарием или действием. Эффект заключался в том, чтобы спектакль продолжался. Саше нравится, когда кто-то отвечает на её слова и действия. Ответы матери позволили ей чувствовать себя комфортно, руководя «пьесой».

  1. Проявление энтузиазма: энтузиазм со стороны игрового партнера ведет к большему удовольствию со стороны ребенка.

Нет ничего более подавляющего в игре, чем скучный партнер. Играть — это весело по определению! Взрослому необходимо получать удовольствие от взаимодействия с ребенком, а также от игрушек и материалов в комнате. Игра — это не тест; это активность, которая должна побуждать ребенка к спонтанному взаимодействию с объектами, действиями и людьми в комнате. Энтузиазм со стороны взрослого — важный фактор успеха в игре. С другой стороны, слишком много энтузиазма может подавить чувствительного или застенчивого ребенка. Взрослому необходимо считывать и реагировать на поведение ребенка, а также сохранять приятное, не серьезное выражение лица (если поведение ребенка не требует этого).

Пример ситуации:

Иван пассивно сидит на полу. Рядом с ним несколько игрушек, но он не пытается с ними играть. Мама берет бутылочку с мыльными пузырями и помещает их перед Иваном. Но он не пытается её взять. Мама берет бутылку, с преувеличенным выражением лица открывает бутылку и заглядывает внутрь. Иван смотрит на нее. Мама вытаскивает палочку из бутылки и показывает ему, затем пускает пузыри. «О! Смотри! Пузыри». Ее лицо светится, а голос взволнован. Иван улыбается и смотрит. Мама снова пускает пузыри, на этот раз в пределах досягаемости Ивана, и хватает их. «Я поймала один!». Она снова пускает мыльные пузыри, и Иван с улыбкой на лице протягивает руку, чтобы коснуться одного из них.

Игровые стратегии могут варьироваться в каждой конкретной игре, при этом некоторые стратегии могут использоваться чаще других.

 

Ирина Владимировна Киселева,

специалист по сенсорной интеграции,

трансдисциплинарный специалист

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)