Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
Игры и игрушки занимают важное место в жизни ребенка. Игра — это радость и забава, которая так же важна и тем детям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин. Игрушки являются первым обучающим материалом малыша

Их создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребенка к вхождению в общественные отношения. Главная задача взрослого, как считала доктор психологических наук Г.А. Урунтаева, в том, чтобы научить малыша действовать с игрушками. Сначала взрослый выступает в роли помощника помогая ребенку в играх с игрушками, наделяя её определёнными положительными качествами, позже ребёнок делает это самостоятельно, по своему усмотрению.

Игра имеет большое влияние на развитие ребенка с ОВЗ. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. Как правило психические процессы у детей с ОВЗ нарушены. Игровая ситуация и действия в ней оказывают положительное влияние на развитие умственной деятельности ребенка, а также помогает почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Так с чего же начать? В первую очередь необходимо поделить все игрушки вашего ребенка на две группы: те, которые он будет использовать по своей воли, и те, которые будут применены вами в обучающих целях, и не будут попадать в поле зрения ребенка до того момента, пока вы их ему не предложите, что и станет для него приятным сюрпризом.

Если ребенок не умеет играть, нужно обучить его простым действиям с игрушкой, которая привлекла его внимание. К примеру, предложить малышу покатать в коляске куклу, уложить ее спать, накормить.

Во время совершающихся действий с игрушками взрослый произносит все, что видит ребенок. Несколько раз называет игрушки, которые хорошо знакомые ребенку и то, что с ними происходит. В совместных играх взрослый подводит ребенка к последовательности выполняемых действий, к примеру: «Мы сначала искупаем куклу Алину, а затем вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать».

При создании игровых ситуаций и обучении детей осмысленным действиям с игрушками, взрослый должен вызывать у ребенка радость и заинтересованность в них. Это достигается только тогда, когда родитель искренен, эмоционально положительно настроен к детской игре. Любая неискренность взрослого человека сразу же будет воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.

Вот некоторые примеры обучения детей, которые совсем не умеют играть.

Игра на дудочке

Взрослый показывает ребенку дудочку, издает на ней звук, сопровождая пением: ту-ту-ту. Берет за руку ребенка, призывая сделать то же самое. Идя по комнате, играя и напевая, взрослый добивается, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.

Куда укатился мячик

Взрослый сидит за столом и берет на руки ребенка. Катая по столу мяч, взрослый привлекает внимание к предмету, который катится и исчезает со стола. Потом предлагает малышу найти его на полу.

Поймай мышку

Взрослый прячет игрушку за подушку и говорит ребенку, что нужно ее поймать, когда она появится. Изначально нужно прятать мышку в одном и том же месте. После того как ребенок привык и без труда начал ее ловить, можно начинать прятать в разные места под подушкой. Необходимо, чтобы малыш следил за ее передвижением.

Игра в пирамидку

На глазах ребенка взрослый снимает кольца с пирамиды, оставляя их все у себя. Затем выдает ребенку по одному. После того как у ребенка получается нанизывать их на стержень, перед ним выкладывают все кольца и предлагают самому собрать пирамиду. При этом следует обращать внимание ребенка на то, что изо всех лежащих перед ним колец надо выбирать самое большое.

Складывание небольших парных предметов в мешочек

Взрослый на полу разбрасывает парные вещи, к примеру, два шарика, две скрепки, две звездочки и т.д. Ребенку необходимо из всех разбросанных вещей найти две одинаковые и положить их в мешочек.

Бросание шариков в кувшин с узким горлышко

Ребенок должен брать по одному шарику и бросать в сосуд, время от времени менять руку, кидать то левой, то правой. Потряхивая сосуд, прислушиваться, много ли там шариков.

Катание мяча между взрослым и ребенком

Играющие сидят друг на против друга   на полу, разведя ноги в стороны.   Взрослый катит ребенку мяч со словами: «Лови!», тот ловит, далее взрослый показывает жестами, чтобы тот катил мяч обратно. Игра повторяется несколько раз.

Сделай как я

Например, играющие стоят друг на против друга, затем взрослый поднимает руки вверх и делает какие-нибудь движения руками: «деревья качаются». Предлагает ребенку сделать то же самое: «Покажи, как деревья качаются», «Попрыгаем как мячики» и др.

Повтори за мной

Взрослый кладет ладони на стол, ребенок повторяет движения кистями рук, например, ладони прижаты к столу, можно поставить их на ребро, зажать в кулаки и т.д. Сначала делайте каждое движение отдельно, ребенок только повторяет за вами, постепенно вводите второе движение, попробуйте, чтобы он воспроизвел за вами уже две позы ваших рук, например, ладони вниз - ладони вверх или ладони на ребро - ладони вниз и др. постепенно усложняя игру. (Игра полезна детям со значительным отставании в развитии речи).

Для более развитых детей, которые хотят играть в осмысленные игры, можно разыгрывать события из их жизни, эпизодом любимой сказки, мультфильма. В такой игре персонажей легко заменить на куклы. Необходимо заранее придумать сценарий и активно сопровождать действия речью.

Со временем необходимо включать в игры с ребенком целенаправленные и регулярные упражнения, направленные на развитие слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать навыки правильного восприятия, уметь сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Также необходимо начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.

В заключении хотелось бы сказать, что игра для ребенка — это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения, поэтому родители, которые воспитывают особого ребенка, должны научиться воспринимать игру, как жизненную необходимость сколько бы лет ему не было.

Светлана Валентиновна Попова, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)