![]() |
Игры и игрушки занимают важное место в жизни ребенка. Игра — это радость и забава, которая так же важна и тем детям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин. Игрушки являются первым обучающим материалом малыша |
Их создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребенка к вхождению в общественные отношения. Главная задача взрослого, как считала доктор психологических наук Г.А. Урунтаева, в том, чтобы научить малыша действовать с игрушками. Сначала взрослый выступает в роли помощника помогая ребенку в играх с игрушками, наделяя её определёнными положительными качествами, позже ребёнок делает это самостоятельно, по своему усмотрению.
Игра имеет большое влияние на развитие ребенка с ОВЗ. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. Как правило психические процессы у детей с ОВЗ нарушены. Игровая ситуация и действия в ней оказывают положительное влияние на развитие умственной деятельности ребенка, а также помогает почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Так с чего же начать? В первую очередь необходимо поделить все игрушки вашего ребенка на две группы: те, которые он будет использовать по своей воли, и те, которые будут применены вами в обучающих целях, и не будут попадать в поле зрения ребенка до того момента, пока вы их ему не предложите, что и станет для него приятным сюрпризом.
Если ребенок не умеет играть, нужно обучить его простым действиям с игрушкой, которая привлекла его внимание. К примеру, предложить малышу покатать в коляске куклу, уложить ее спать, накормить.
Во время совершающихся действий с игрушками взрослый произносит все, что видит ребенок. Несколько раз называет игрушки, которые хорошо знакомые ребенку и то, что с ними происходит. В совместных играх взрослый подводит ребенка к последовательности выполняемых действий, к примеру: «Мы сначала искупаем куклу Алину, а затем вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать».
При создании игровых ситуаций и обучении детей осмысленным действиям с игрушками, взрослый должен вызывать у ребенка радость и заинтересованность в них. Это достигается только тогда, когда родитель искренен, эмоционально положительно настроен к детской игре. Любая неискренность взрослого человека сразу же будет воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.
Вот некоторые примеры обучения детей, которые совсем не умеют играть.
Игра на дудочке
Взрослый показывает ребенку дудочку, издает на ней звук, сопровождая пением: ту-ту-ту. Берет за руку ребенка, призывая сделать то же самое. Идя по комнате, играя и напевая, взрослый добивается, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.
Куда укатился мячик
Взрослый сидит за столом и берет на руки ребенка. Катая по столу мяч, взрослый привлекает внимание к предмету, который катится и исчезает со стола. Потом предлагает малышу найти его на полу.
Поймай мышку
Взрослый прячет игрушку за подушку и говорит ребенку, что нужно ее поймать, когда она появится. Изначально нужно прятать мышку в одном и том же месте. После того как ребенок привык и без труда начал ее ловить, можно начинать прятать в разные места под подушкой. Необходимо, чтобы малыш следил за ее передвижением.
Игра в пирамидку
На глазах ребенка взрослый снимает кольца с пирамиды, оставляя их все у себя. Затем выдает ребенку по одному. После того как у ребенка получается нанизывать их на стержень, перед ним выкладывают все кольца и предлагают самому собрать пирамиду. При этом следует обращать внимание ребенка на то, что изо всех лежащих перед ним колец надо выбирать самое большое.
Складывание небольших парных предметов в мешочек
Взрослый на полу разбрасывает парные вещи, к примеру, два шарика, две скрепки, две звездочки и т.д. Ребенку необходимо из всех разбросанных вещей найти две одинаковые и положить их в мешочек.
Бросание шариков в кувшин с узким горлышко
Ребенок должен брать по одному шарику и бросать в сосуд, время от времени менять руку, кидать то левой, то правой. Потряхивая сосуд, прислушиваться, много ли там шариков.
Катание мяча между взрослым и ребенком
Играющие сидят друг на против друга на полу, разведя ноги в стороны. Взрослый катит ребенку мяч со словами: «Лови!», тот ловит, далее взрослый показывает жестами, чтобы тот катил мяч обратно. Игра повторяется несколько раз.
Сделай как я
Например, играющие стоят друг на против друга, затем взрослый поднимает руки вверх и делает какие-нибудь движения руками: «деревья качаются». Предлагает ребенку сделать то же самое: «Покажи, как деревья качаются», «Попрыгаем как мячики» и др.
Повтори за мной
Взрослый кладет ладони на стол, ребенок повторяет движения кистями рук, например, ладони прижаты к столу, можно поставить их на ребро, зажать в кулаки и т.д. Сначала делайте каждое движение отдельно, ребенок только повторяет за вами, постепенно вводите второе движение, попробуйте, чтобы он воспроизвел за вами уже две позы ваших рук, например, ладони вниз - ладони вверх или ладони на ребро - ладони вниз и др. постепенно усложняя игру. (Игра полезна детям со значительным отставании в развитии речи).
Для более развитых детей, которые хотят играть в осмысленные игры, можно разыгрывать события из их жизни, эпизодом любимой сказки, мультфильма. В такой игре персонажей легко заменить на куклы. Необходимо заранее придумать сценарий и активно сопровождать действия речью.
Со временем необходимо включать в игры с ребенком целенаправленные и регулярные упражнения, направленные на развитие слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать навыки правильного восприятия, уметь сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Также необходимо начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.
В заключении хотелось бы сказать, что игра для ребенка — это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения, поэтому родители, которые воспитывают особого ребенка, должны научиться воспринимать игру, как жизненную необходимость сколько бы лет ему не было.
Светлана Валентиновна Попова, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»