Диагностика – важный этап в коррекционно-развивающей работе специалиста с детьми. От точности диагностических данных зависит успешность реализации индивидуальной программы реабилитации детей. Зачастую обработка диагностических тестов занимает немалое количество времени у специалиста. В связи с этим, в рамках реализации проекта «Комплекс-WORK», при софинансировании Фонда поддержки детей в ТЖС, в отделение для детей с ограниченными возможностями здоровья были приобретены несколько программ компьютерной обработки и тестирования.
Диагностический коррекционно-развивающий комплекс с видеорегистрацией «Песочная терапия» предназначен для ведения базы данных клиентов, интерактивного проведения и протоколирования диагностических сеансов и коррекционно-развивающих сессий. Программа осуществляет следующие функции:
- Создание нескольких пользователей;
- Создание и редактирование баз данных;
- Ограничение доступа к базам пользователей с помощью пароля;
- Добавление и редактирования карточек клиентов;
- Протоколирование диагностических сеансов, в том числе фото и звукозапись;
- Интерактивное картографирование сеансов (нанесение на схему пиктограмм, отражающих месторасположение объектов);
- Составление набора игровых сюжетов и создание плана сессий;
- Обработка и интерпретация результатов диагностических сеансов.
Программа диагностики родительско-детских отношений предназначена для уточнения в ходе консультативной практики проблем во взаимоотношениях родителей с детьми, нарушений воспитательных функций семьи. Блок тестов, включенный в программу, позволяет выявить сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и их детьми. В блок включены методики, предназначенные для оценивания как родителями, так и детьми:
- Методика изучения родительских установок PARI Е.С. Шеффера и Р.К. Белла в адаптации Т.В. Нещерет
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса
- Опросник Подростки о родителях (ПоР) – адаптация методики Э. Матейчика и П. Ржичана ADOR, сотрудниками института им. Бехтерева
- Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина
- Методика диагностики родительской тревожности (форма «Б») А.М. Прихожан
- Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.М. Марковской
- Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) В.Е. Кагана, И.П. Журавлевой
- Методика Рисунок семьи
Программа компьютерной обработки и тестирования «Тест Э. Ландольта» необходима для диагностики характеристик внимания методом корректурной пробы по кольцам Ландольта. Задача заключается в обнаружении заданного стимула среди других и фиксирование его на бланке тем или иным способом. Методика эффективна при решении широкого спектра задач в педагогике, профориентационном консультировании, психологическом сопровождении:
- Оценка утомляемости, адаптивных ресурсов, особенностей внимания и переработки информации;
- Определение индивидуальных особенностей нервной системы человека (построение индивидуального учебного и коррекционно-развивающего плана, планирование нагрузок, профориентация);
- Прогноз реакции на повышенные нервно-психические нагрузки, условия дефицита времени и информации;
- Оценка соразмерности нагрузки психофизиологическим возможностям.
Производится автоматический подсчет результатов, их анализ, выведение количественных коэффициентов и подробной текстовой интерпретации.
Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика готовности к школьному обучению» предназначена для компьютерной обработки шести психологических тестов, используемых при работе с дошкольниками и младшими школьниками с 5 до 8 лет, помогающие оценить, насколько ребенок готов к обучению в школе, выявить особенности его развития и соответствия возрастным нормам. Включает в себя следующие тесты:
- Стандартизированный комплекс психодиагностических методик, направленный на диагностику уровня развития познавательных процессов детей 5-8 лет:
- Восприятия
- Произвольного внимания
- Памяти
- Образно-логического мышления
- Речи
- Тест «Четвертый лишний», предназначенный для оценки образного мышления
- Алгоритм анализа рисунка человека (тест Гуденаф-Харриса) с подсчетом коэффициента интеллекта (по Векслеру)
- Прогрессивные матрицы Равена (детский вариант).
Данный блок применяется не только для определения готовности к школьному обучению, но и для выявления детей группы риска, при необходимости разграничить отставание в развитии и проблемы социально-педагогической запущенности.
Компьютерные варианты диагностических тестов существенно ускоряют процесс обработки результатов и снижают количество ошибок в подсчетах. Кроме того, при необходимости провести тест в бланковом варианте программы предоставляют возможность распечатать стимульный материал.
Специалисты нашего учреждения рекомендуют Вам вышеуказанные диагностические инструменты для использования в работе!