Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Для чего специалисту нужна информация про стратегии обучения родителей? Безусловно для того, чтобы помочь семьям справляться с развитием ребенка. Ведь, как мы помним, именно семья становится для ребенка основным «учителем»

Причин этому несколько: ребенок лучше учится в привычной среде, с близким человеком, который понимает особенности ребенка и его потребности, умеет найти обучающие возможности в повседневной жизни и делает это регулярно.

Участие родителей во время встреч имеет решающее значение для успеха. Именно родители проводят большинство времени с ребенком, за счет чего они имеют возможность максимально воздействовать на его развитие, поэтому им важно научиться необходимым навыкам и стратегиям поддержки ребенка. Чем более вовлечен родитель во время встречи, тем больше вероятность того, что он будет использовать навыки и стратегии после нее, когда специалиста нет рядом.

Чтобы семья несла в себе этот поддерживающий ресурс, родители должны обладать определенными компетенциями. То есть важной задачей специалиста становится обучение членов семьи новым знаниям и умениям.

При этом методы обучения взрослых людей значительно отличаются от методов обучения студентов. В данной жизненной ситуации не подходят такие методы, как лекция или чтение статьи. Сложность в том, что родителю нужно не просто научится каким-то конкретным навыкам (так называемым hard skills – жестким, техническим знаниям и опыту), например, собирать с ребенком пирамидку, играть вкладыша и т.п., а гибким навыкам (soft skills) – уметь размышлять и находить верные решения на основе имеющихся знаний, подбирать способ планирования действий, уметь эти действия планомерно осуществлять, достигать результат.

Метод коучинга является наиболее подходящим методом обучения в данном случае. Этот метод основан на размышлении и анализе специалистом и родителем текущей ситуации или предыдущих действий. За ними следует генерирование альтернатив или стратегий для поддержки родителя в достижении им целей и задач, которые он определил.

Существует несколько факторов, от которых зависит то, насколько эффективно будут оказаны семье услуги ранней помощи. Один из них – это использование современных подходов в работе с родителями. К таким относится и метод коучинга.

КОУЧИНГ — это стратегия обучения взрослых людей, когда помогающий специалист содействует способности обучающегося размышлять над его действиями/практикой, чтобы определить их эффективность, помочь построить план для улучшения этих действий и использовать эти действия в текущей и будущей ситуации (Rush & Shelden, 2004).

Коучинг родителей — это хорошо зарекомендовавший себя подход, основанный на научных данных, который часто используется в раннем вмешательстве.

Коучинг — это подход к наращиванию потенциала семьи.

Коучинг используется для обучения и развития у родителей новых знаний и навыков, которые поддерживают развитие их ребенка.

Коучинг — это совместная деятельность, когда специалист и родитель работают вместе, чтобы поддержать развитие ребенка, в отличие от узкого специалиста, работающего непосредственно с ребенком.

Было показано, что коучинг для родителей эффективен в различных контекстах, условиях и с разными людьми.

Если в работе используются коучинговые стратегии для того, чтобы учить родителя, то специалист сосредоточен на отношениях сотрудничества и партнерства. Важно не говорить людям, что и как делать, а давать возможность находить решение самостоятельно.

Что же делает специалист, который обучает родителя новым навыкам с применением стратегий коучинга?

Специалист помогает:

  • выбрать цель;
  • различить родителю то, что он уже знает, что уже умеет делать;
  • получить родителю новую информацию;
  • найти и создать идеи;
  • определить способ/средство;
  • разработать план действий;
  • последовательно реализовывать план действий.

Для решения этих задач специалист прибегает к различным стратегиям. Навыки применения стратегий коучинга являются необходимыми для специалиста. Ведь его задача — не самому обучать ребенка, а таким образом обучить родителя, чтобы его взаимодействие с ребенком стало обучающим.

Необходимо объяснить семье, как вариант участия в программе с применением коучинга, может дать долговременные результаты в развитии ребенка.

Успех обучающих занятий для родителей зависит и от того, насколько специалисту удастся донести до них роли каждого участника этого процесса. Важно объяснить, что специалист является «тренером» родителя, а родитель – основной «учитель» для ребенка. Также нужно донести родителям информацию о том, как такая форма работы обеспечивает долговременный результат в развитии ребенка.

Специалисту нужно помнить о том, что именно родители несут ответственность за развитие ребенка, а он, как специалист выступает их помощником. Передача ответственности и наделение родителей полномочиями – залог активности родителей. Специалист оказывает поддержку семье – «тренирует», помогает и «просвещает», чтобы семья получила результат. Участие родителей необходимо, чтобы научиться использовать навыки, которым специалист их обучает во время сессии, в течение всей своей повседневной деятельности.

Специалист, который использует стратегии коучинга, должен объяснить родителям, что в центре внимания на обучающей сессии будет обучение родителя, при этом специалист может показывать родителю уместные способы для обучения ребенка и помогать родителю ими овладевать.

Функция специалиста в это время:

  • наблюдать;
  • давать обратную связь;
  • проверять, что родитель видит и чувствует;
  • отслеживать, как родитель овладевает новыми навыками;
  • проверять, насколько эффективно родитель сможет использовать новые навыки во время повседневных активностей.

Обычно, когда родители кажутся отстраненными во время обучающих сессий, на это ЕСТЬ причина. Ответственность специалистов заключается в том, чтобы, работая с родителями, добраться до корня проблемы и повторно вовлечь их в совместную беседу. Вовлечение родителей в совместную работу – это непрерывный длительный процесс, а не одномоментное быстрое решение. При этом даже небольшое увеличение вовлеченности родителя во время обучающих сессий положительно сказывается на ребенке.

Итак, если вы работаете с родителями, которые отстранены, которых трудно вовлечь, вот несколько важных приемов для повышения вовлеченности родителей:

  • Спросите, как они себя чувствуют, нужно ли им перенести встречу или они готовы продолжить. Будьте добры и позитивны во время разговора. Проявите понимание и сочувствие к их индивидуальной ситуации, даже если это может вас расстраивать.
  • Если они готовы продолжить сессию – обсудите с ними план сессии. Напомните им о важности их участия. Проверьте, понимают ли они ваши роли на обучающих сессиях.
  • Поощряйте родителей поразмышлять над ситуацией. Спросите, чувствуют ли они, что ваша совместная работа полезна для него или есть что-то еще, над чем бы он предпочел поработать вместо этого.
  • Позитивно реагируйте на тот вклад, который делают родители, подтверждайте важность их вклада на протяжении всей сессии.

Что должен учитывать специалист:

  • Насколько был вовлечен родитель, когда велась разработка цели для обучения ребенка? Получается ли совместное планирование или специалист взял инициативу на себя?
  • Участвовал ли родитель в подборе обучающих активностей, которые он будет делать, как часть своей повседневной жизни, или это их предложил специалист?
  • Активно ли происходило поощрение родителя к участию в обсуждении или непреднамеренно применялось прямое обучение ребенка?
  • Действительно ли родитель понимает коучинговый подход? Удалось ли достаточно понятно объяснить родителю роли и ожидания от сессии?
  • Сложились ли партнёрские рабочие отношения с родителем?

 Эти размышления важны, потому что, если цели и подобранные обучающие активности являются трудно выполнимыми для семьи, вероятность того, что они будут участвовать в сессиях и практиковаться между посещениями, низка. Регулярные размышления о сессиях и результатах как с родителем, так и самостоятельно, означают, что специалист придерживается приоритетов семьи и следует передовым методам коучинга для родителей.

 

Соболева Ирина Викторовна, заведующий отделением кратковременного пребывания, руководитель Службы ранней помощи

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)