Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
 

Когда ребенок манипулирует родителями. Как противостоять детским манипуляциям

Манипуляция – это способ поведения, благодаря которому человек добивается своих целей, скрыто влияя на человека; скрытое возбуждение у другого человека намерений, которых хочет добиться манипулятор.

Люди подвержены чужому влиянию. Все вокруг манипулируют друг другом: дети – родителями, родители – детьми, начальники – подчинёнными и наоборот и так далее. Когда меленький ребёнок, упав и ударившись, бежит, сдерживая слёзы, к маме и лишь перед её лицом разражается громким плачем – что это, как не попытка манипулирования (причем чаще всего успешная)? Чем взрослее становится человек, тем большим числом окружающих он пытается манипулировать с той или иной степенью успешности. Более того, свои манипуляции люди воспринимают как нечто естественное, но, когда внезапно выясняется, что кто-то манипулировал ими, они приходят в негодование.

Какие факторы влияют на то, что ребенок начинает проявлять качества манипулятора?

Будет ли в будущем ребенок манипулятором– зависит от воспитания. Родители часто не обращают внимания, что намеренно подталкивают ребенка на манипуляции, заставляют прибегнуть к этому действию. Это все не с проста, ребенок как губка, смотрит на родителей и впитывает то, как они общаются между собой. При общении родителей ребенок может наблюдать те же самые манипуляции и применять эти же приемы, когда ему что-то требуется.  Можно сказать, что тактика создания манипуляторов передаётся по наследству. В последствии людям даже не приходит в голову, что это становится как бы рутиной, обычным действием в жизни человека. Это как привычка, когда человек не стремится посмотреть на себя со стороны. Можно привести обычный пример. Например, уборка дома. Тот же беспорядок, мытье полов, уборка вещей. Когда родители заходят в комнату и говорят: «Какой у тебя беспорядок! Снова мне придется делать все за тебя! Как мне это надоело!»

Если родители испытывают не желание к домашней работе, то и ребенок будет следовать по стопам своих родителей. И с какой стати ребенок должен ее любить?

Ребенок будет искать выходы. Будет так же реагировать как родители. Возмущением, злостью, агрессией. Весь арсенал эмоций. Будет давать понять, что это ему не нужно, у него нет на это время и желания.

В конечном итоге там и проявляется манипуляция. Родители теряют терпение и делают все за свое чадо сами.

К сожалению, перевоспитать ребенка достаточно проблематично. Поэтому нужно прививать с детства позитивный настрой на занятие домашними делами. Например, когда настает время уборки, не насильно уговаривать, а в другом ключе «Если хочешь, я тебе помогу. Ты заправляй постель, а я вытру пыль. А потом мы вместе покушаем вкусный торт».

Таким образом, у детей проявляется положительная реакция, если конечно вы с чистыми намерениями решили разделить работу и отдых. Дети все чувствуют и все понимают. И так со временем ребенок войдет во вкус, начнет все делать быстро и это станет привычкой. И конечно помощь мамы или папы не понадобится. А реакция на слово «уборка» не будет вызывать негатива, а навеет только хорошее воспоминание.

Так же множество манипуляций у ребенка вызывает нехватка внимания. Дети выбирают действенный способ – кручу как хочу. В сравнении это как «самолет» - стать громким, заметным, кричать, везде лезть, все крушить, в общем воспроизводить как больше шума, чтобы на него обратили внимания.

В конечном итоге родителям только и остается как-то на это реагировать. И тот же мамин крик для малыша – это уже будет какое-то внимание, которого ему не хватает. Ребенок, который в этом нуждается, не будет разбираться какое это внимание – лишь бы оно было. Так же дети выбирают тактику «рассеянность»: все путать, забывать, спрашивать, как делать то или иное действие. Тактика «растяпа» все делать медлительно, делать из себя беспомощного человека, хотя на деле ребенок все это знает и умеет. Этим ребенок пытается показать, что «Я тут, я здесь! Удели мне время и немного своего внимания!»

Когда родители помогают в том или ином действии, будь то нарисовать рисунок, завязать шнурки, собрать пазл – это говорит о том, что ребенок добился того, чего хотел! Что вот оно, то заветное внимание: они рядом и все внимание сосредоточено только на нем.

Так мы можем сделать вывод:

Когда ребенок начинает выводить из себя:

  • игнорировать его провокации,
  • постараться сдерживать негативные эмоции,
  • дать понять, что данное поведение неуместно,
  • только после истерики чада, начать спокойно говорить с ребенком, на спокойных тонах.

При   нехватки внимания:

  • призывать к самостоятельности,
  • устанавливать временные рамки. Например, «Завяжи шнурки сам, даю тебе 5 минут»,
  • избегать условности по типу: «Я тебе потом дам шоколадку».

И конечно же, напоследок, наберитесь терпения. Ведь за один раз такая привычка, как манипуляция, не уйдет. А самый сложный период перевоспитания — это негатив и агрессия. Прежде всего, родителям нужно осознать, что они также зачастую ищут легкие способы воспитания детей. Не желая иметь конфликтных ситуаций, идут на поводу капризов своих ребятишек.

Евгения Михайловна Власенко, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)