Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
На сегодняшний день одним из главных направлений в развитии личности ребёнка, является развитие творческого потенциала дошкольников и их коммуникативных способностей. В этом может помочь современная инновационная технология ТРИЗ

Среди прочих, эта программа направлена на решение нестандартных задач:

  • ведёт к выявлению талантов,
  • развивает творческие способности детей,
  • даёт уверенность в своих силах,
  • способствует повышению уровня приобретения и переработки информации,
  • развивает коммуникативные и речевые навыки.

Все эти факторы имеют исключительное значение в психоэмоциональном развитии ребёнка и влияют на формирование личности в целом. Освоение этих факторов вносит важные изменения во взаимоотношении ребёнка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.

Преимущества методов ТРИЗ:

  • активация познавательной деятельности,
  • создание мотивационных установок в формировании нестандартного мышления,
  • развитие речи детей,
  • формирование гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности,
  • воспитание творческой личности, уверенную в своих силах,
  • развитие воображения детей и их фантазию,
  • обучение детей системному мышлению и пониманию происходящего вокруг,
  • воспитание личности, которая способна понимать гармоничность и противоречие окружающего мира, уметь находить решения порой в непростых ситуациях.

Занятия по ТРИЗ формируются в зависимости от возраста обучающего, вот поэтому объекты, методы и приёмы изобретательской деятельности могут меняться.

Для ТРИЗ-игр, как правило нужно минимум материалов, основной акцент делается на поиске идей, обсуждениях и рассуждениях поставленной задачи или игры. Ребёнок учится моделировать ситуацию, отстаивать свою точку зрения, а попадая в реальную трудную ситуацию самостоятельно находить оригинальные решения.

Чтобы активизировать у ребёнка творческую деятельность и устранить отрицательное воздействие внешних и внутренних факторов, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Такие как, «Мозговой штурм», «Синектика», «Морфологический анализ», «Метод Робинзона», «Типовое фантазирование», «Системный оператор» и «Метод Маленьких Человечков».   

ТРИЗ развивает логику и нестандартное мышление?

Не только. Да, логика и мышление - основные направления занятий. Но в целом занятия ТРИЗ развивают:

  • критический подходк ситуации - способность свободно мыслить, оценивать поступки и события не со стороны общепринятых взглядов;
  • оптимистический взглядна жизнь: "что-то пошло не так, ну ни страшно, всё исправимо..." - и затем нахождение плюсов из сложившейся ситуации;
  • иное восприятие литературных произведений,сказок и кино - ребенок не огорчается, что "разбили яичко", а рассуждает: ведь иначе не было бы золотого яичка и т.д.;
  • большинство родителей, которые применяли ТРИЗ вместе с детьми, отмечают, что невольно используют теорию занятий даже в быту: каждодневные заботы и хозяйственные хлопоты выполняются с лёгкостью, творчески, осмысленно, а не "механически", - и это приносит удовольствие, а не истощённость.

Эти игры помогут ребенку прикоснуться к миру творчества и изобретательства.

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше, или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!

Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

  • Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
  • Хочу увеличить выходные.
  • Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

  • Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
  • Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.

Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».

Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

«Мешочек с сокровищами»

Одной из важных составляющих «тризовского» мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее. Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат.

 В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а, чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

«Не да, а нет!»

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:

  • Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
  • Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
  • У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«Составь загадку»

Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

«А что потом?»

Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.

  • Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
  • Сначала вторник, а потом? — Среда.
  • Сначала вечер, а потом? — Ночь.
  • Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:

  • Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
  • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.

Рационализатор создает и проектирует будущее, именно фантазируя новое мы двигаемся вперёд. Если бы не изобретения и творчество, может мы и жили бы до сих пор в Прошлых веках? Как можно почаще придумывайте вместе с ребёнком будущее, проектируйте города и технику будущего, дискутируйте, как может измениться та или иная машина, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с нашим миром и социумом: какие будут школы будущего? и т.д.

Изобретайте, формулируйте и разбирайте своё видение того, как будет устроен наш мир!!!

 

Татьяна Николаевна Наделяева, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)