На сегодняшний день одним из главных направлений в развитии личности ребёнка, является развитие творческого потенциала дошкольников и их коммуникативных способностей. В этом может помочь современная инновационная технология ТРИЗ |
Среди прочих, эта программа направлена на решение нестандартных задач:
- ведёт к выявлению талантов,
- развивает творческие способности детей,
- даёт уверенность в своих силах,
- способствует повышению уровня приобретения и переработки информации,
- развивает коммуникативные и речевые навыки.
Все эти факторы имеют исключительное значение в психоэмоциональном развитии ребёнка и влияют на формирование личности в целом. Освоение этих факторов вносит важные изменения во взаимоотношении ребёнка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.
Преимущества методов ТРИЗ:
- активация познавательной деятельности,
- создание мотивационных установок в формировании нестандартного мышления,
- развитие речи детей,
- формирование гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности,
- воспитание творческой личности, уверенную в своих силах,
- развитие воображения детей и их фантазию,
- обучение детей системному мышлению и пониманию происходящего вокруг,
- воспитание личности, которая способна понимать гармоничность и противоречие окружающего мира, уметь находить решения порой в непростых ситуациях.
Занятия по ТРИЗ формируются в зависимости от возраста обучающего, вот поэтому объекты, методы и приёмы изобретательской деятельности могут меняться.
Для ТРИЗ-игр, как правило нужно минимум материалов, основной акцент делается на поиске идей, обсуждениях и рассуждениях поставленной задачи или игры. Ребёнок учится моделировать ситуацию, отстаивать свою точку зрения, а попадая в реальную трудную ситуацию самостоятельно находить оригинальные решения.
Чтобы активизировать у ребёнка творческую деятельность и устранить отрицательное воздействие внешних и внутренних факторов, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Такие как, «Мозговой штурм», «Синектика», «Морфологический анализ», «Метод Робинзона», «Типовое фантазирование», «Системный оператор» и «Метод Маленьких Человечков».
ТРИЗ развивает логику и нестандартное мышление?
Не только. Да, логика и мышление - основные направления занятий. Но в целом занятия ТРИЗ развивают:
- критический подходк ситуации - способность свободно мыслить, оценивать поступки и события не со стороны общепринятых взглядов;
- оптимистический взглядна жизнь: "что-то пошло не так, ну ни страшно, всё исправимо..." - и затем нахождение плюсов из сложившейся ситуации;
- иное восприятие литературных произведений,сказок и кино - ребенок не огорчается, что "разбили яичко", а рассуждает: ведь иначе не было бы золотого яичка и т.д.;
- большинство родителей, которые применяли ТРИЗ вместе с детьми, отмечают, что невольно используют теорию занятий даже в быту: каждодневные заботы и хозяйственные хлопоты выполняются с лёгкостью, творчески, осмысленно, а не "механически", - и это приносит удовольствие, а не истощённость.
Эти игры помогут ребенку прикоснуться к миру творчества и изобретательства.
«Волшебная палочка»
В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше, или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!
Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
Возможные варианты ответов:
- Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
- Хочу увеличить выходные.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!
«Хорошо-плохо»
Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».
Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.
«Мешочек с сокровищами»
Одной из важных составляющих «тризовского» мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее. Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат.
В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.
Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.
После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а, чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).
«Не да, а нет!»
Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:
- Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
- Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
- У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.
Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.
«Составь загадку»
Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».
Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!
«А что потом?»
Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
- Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
- Сначала вторник, а потом? — Среда.
- Сначала вечер, а потом? — Ночь.
- Сначала завтрак, а потом? — Обед.
С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
- Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
- Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
Рационализатор создает и проектирует будущее, именно фантазируя новое мы двигаемся вперёд. Если бы не изобретения и творчество, может мы и жили бы до сих пор в Прошлых веках? Как можно почаще придумывайте вместе с ребёнком будущее, проектируйте города и технику будущего, дискутируйте, как может измениться та или иная машина, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с нашим миром и социумом: какие будут школы будущего? и т.д.
Изобретайте, формулируйте и разбирайте своё видение того, как будет устроен наш мир!!!
Татьяна Николаевна Наделяева, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»