Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Работая с особенными детьми, педагоги сталкиваются с проблемным поведением почти каждое занятие. Даже при индивидуальном формате обучения детей с проблемным поведением очень трудно обучать мелкой моторике, развитию речи, цветам и т. д. Нежелательное поведение (далее – НП) затрудняет процесс обучения, может подвергнуть риску самого ребенка или его окружающих, затрудняет общение с ребенком и его социализацию. В первую очередь работать нужно с самим поведением

Проблемное поведение может проявляться в различных формах:

  • истерики;
  • падает на пол;
  • плачет;
  • кричит;
  • выгибается;
  • стучит ногами или руками по предметам или людям вокруг:
  • агрессия:
  • по отношению к себе (аутоагрессия): удары по голове, укусы, вырывание волос, заглатывание острых предметов;
  • по отношению к другим людям: удары, пинки, укусы, вырывание волос, ругательства, плевки;
  • по отношению к окружающим предметам: разбрасывание предметов, битье посуды, разламывание предметов.

                  

  • «самостимуляция» (махи руками или кистями рук, прыжки, бег по кругу, крики, раскачивание тела, постукивание предметами, постукивание по различным поверхностям, произношение фраз из книг или мультфильмов, закатывание зрачков глаз);
  • обсессивно-компульсивное поведение и стереотипы (верчение предметов, выстраивание предметов в ряд, открывание и закрывание дверей, разделение продуктов во время еды, пристрастие к одному виду одежды);
  • социально неприемлемое поведение (громкие крики или разговор громким голосом, раздевание в публичном месте, еда из чужой тарелки, еда из мусорного ведра);
  • неосознанные опасности (вырываться на дорогу, игра с острыми предметами, проба на вкус несъедобных предметов (пластилин, грязь, кал, песок).

Иногда проблемное поведение может быть вызвано отсутствием реакций, необходимых для эффективного обучения:

  • усидчивость (сидеть на месте определенное время),
  • сосредоточение (игра в игрушки, выполнение заданий),
  • быстрые реакции,
  • сотрудничество (взрослого/послушание),
  • спокойное ожидание, спокойное реагирование на отказ, спокойное поведение при медицинских проверках и т.п.

Чтобы понять, как эффективно скорректировать нежелательное поведение, нужно понять почему оно происходит. Чтобы это сделать, надо понимать модель возникновения любого поведения.

                                         

Последствия бывают 3-х видов: подкрепления (поведение повышается), наказания (поведение снижается), гашения (поведение снижается за счет убранного подкрепления).

 Теперь стоит вернуться к существованию НП у ребенка. Какое последствие стоит за тем фактом, что НП есть? Получается, что подкрепление. Если вы кричите, ругаете, ставите в угол, но при этом поведение остается на прежнем уровне, значит вы только лишь подкрепляете НП у человека.

«ЧТО ЖЕ ТОГДА ДЕЛАТЬ? На этом этапе ответа нет. Но он появится, как только прояснится истинная причина возникновения поведения. Другими словами, нам крайне необходимо знать функцию поведения, которым мы хотим управлять.

Пример: Мальчик Саша пришел на занятие. Перед ним на столе педагог разложил какой-либо материал. Саша все скинул со стола. Что делать: самому поднять материал, заставить Сашу поднять, предложить Саше другое занятие? Ответ: все зависит от функции поведения.

Функции всего 4:

  1. Доступ к желаемому.
  2. Привлечение внимания.
  3. Избегание требований.
  4. Аутостимуляция.

Для того, чтобы определить функцию, нужно провести экспериментальный анализ. Воссоздание 4-х условий – 3 тестовых, и одно контрольное.

Тестовые условия:

  • «Внимание»
  • «Требования»
  • «Одиночество»

Контрольное условие – «Игра».

Предназначением тестовых условий является тестирование гипотезы в отношении функции поведения. Предназначением контрольного условия является нейтрализовать влияние тестовых условий (есть внимание, нет требований и одиночества; можно увидеть отличается ли данное поведение в контрольных условиях по сравнению с одним из тестовых условий).

Условия применяются в чередующемся порядке, несколько раз каждое из условий (тестовые + контрольное).

Условие «Внимание»

  • В начале сеанса ребенка приглашают в комнату, и объясняют, что он может играть в любые игрушки, а «взрослый пока будет занят».
  • Взрослый садится неподалеку и притворяется, что читает или пишет. Игнорирует любые поведения, кроме целевого.
  • Если целевое поведение не происходит в течение сессии, то взрослый игнорирует ребенка всю сессию.
  • Если происходит любое поведение, кроме целевого – взрослый игнорирует его, будь оно нежелательным или желательным (улыбки, попытки заговорить тоже игнорируются).

Взрослый обращает внимание на участника ТОЛЬКО в случае целевого поведения.

  • Если целевое поведение произошло, то:
  • нужно подойти и выразить словами свое беспокойство («Перестань, я не хочу, чтобы ты так делал!», «Ты не должен бить себя!» и т. д.)
  • выражая словесно свое беспокойство, взрослый слегка дотрагивается до руки или плеча ребенка, слегка придерживает руки ребенка.
  • После окончания работы по пункту 5, взрослый возвращается к «чтению книги» до возникновения следующего эпизода целевого поведения или конца сессии.

Условие «Требования»

  • Сеанс начинается за столом. Ребенок должен выполнять определенное задание. Например, сложить конструктор в корзинку.
  • В начале сеанса включают секундомер. В начале каждого 30-секундного интервала взрослый дает инструкцию.

Последовательность действий:

  • Взрослый дает четкую инструкцию: «Положи конструктор в корзину». Если в течение 5 секунд ребенок начинает выполнять инструкцию, взрослый хвалит.
  • Если ребенок не начинает выполнять реакцию в течение 5 секунд, взрослый повторяет инструкцию и демонстрирует правильную реакцию. Если реакция произошла в течение 5 секунд, взрослый хвалит.
  • Если реакция не произошла, взрослый повторяет инструкцию и оказывает физическую помощь. Здесь похвала не предоставляется.
  • Если в любой момент последовательности наступает целевое поведение, требование немедленно прекращается. Взрослый убирает материалы со стола, отворачивается, игнорирует целевые реакции.
  • Если происходит любое другое нежелательное поведение кроме целевого, требование не убирают.

Последовательность повторяется каждые 30 секунд.

Условие «Одиночество»

Ребенок находится в одиночестве в обедненной среде. После возникновения целевого поведения не происходит никаких социальных последствий.

Условие «Игра»

  • Ребенка приглашают в комнату, поиграть. В комнате расположены предпочитаемые объекты. Взрослый запускает секундомер.
  • Один раз в 30 секунд взрослый предоставляет внимание в какой- либо форме (хвалит, предлагает новую игрушку, дотрагивается или улыбается). Требования отсутствуют. Предоставление внимания длится около 5 секунд.
  • Если ребенок привлекает внимание взрослого приемлемым способом, взрослый отвечает взаимностью.
  • Любая форма нежелательного поведения (целевого или нет) игнорируется.

Результаты функциональной оценки


Отчет о выявленной функции поведения

                                          

Стратегии коррекции проблемного поведения

Существуют несколько стратегий коррекции нежелательного поведения: выбор подходящих приемов основывается на функции поведения.

Стратегии коррекции нежелательного поведения бывают двух видов:

  1. Проактивные методы – манипуляции факторами в окружающей среде, с помощью которых понижается вероятность возникновения проблематичного поведения:
  • управление предшествующими факторами;
  • подкрепление альтернативного/другого поведения.
  1. Реактивные методы – выбор стратегии, которая понизит частоту возникновения поведения в будущем: гашение и наказание (используется крайне редко).

Первый способ производится ДО того, как произошло проблематичное поведение. Второй применяются сразу ПОСЛЕ возникновения нежелательного поведения.

                                            

Реактивные методы коррекции применяются только как вспомогательные для проактивных методов. Для каждой программы коррекции поведения проактивные методы являются главными, а реактивные – второстепенными.

Проактивные методы коррекции

  1. Установление руководящего контроля. Функция: избегание требований или взаимодействия с педагогом.

Установление руководящего контроля:

  • Контроль над поощрениями
  • Восприятие учителя как поощрение
  • Тщательный выбор инструкций и обращенной речи
  • Результат: выполнение одной простейшей инструкции без нежелательного поведения («Дай поезд»).
  • Использование мотивационных ситуаций для предъявления требований
  • Постепенное снижение частоты поощрений
  • Гашение нежелательного поведения
  1. Формирование важных навыков коммуникации. У многих детей с РАС и другими нарушениями развития проблемы в поведении возникают именно потому, что навыки функциональной коммуникации не сформированы. Если сформировать эти навыки, есть большой шанс, что проблемы с поведением исчезнут. Многие дети умеют говорить «парк», «шоколад», но не умеют просить.
  2. Изменение контекста (изменение физической среды, обогащение окружающей среды). Обычно применяется для функции привлечения внимания. Для функции избегания – НЕ применяется.
  3. Метод высоковероятностной серии. Для избегания требований. Ребенку сначала дают несколько (2-5) простых инструкций, которые тот легко выполняет, а затем сразу дают сложное целевое задание.

  4. Необусловленное подкрепление. В этой процедуре подкрепление появляется по определенному графику, вне зависимости от проблемного поведения. Нужно определить функцию и частоту, с которой происходит поведения.

                                                    

  1. Процедуры дифференцированного подкрепления

Процедура дифференцированного подкрепления состоит из двух параллельных процессов:

  • прекращение подкрепления проблемного поведения (гашение);
  • подкрепление другой формы поведения (социально-приемлемой просьбы желаемого предмета, просьбы о внимании, о перерыве и т.д.).

Реактивные стратегии

  1. Гашение

Принцип угасания поведения

  • Процесс угасания поведения происходит, когда в прошлом подкрепляемое поведение не подкрепляется более.
  • В прошлом, сразу после поведения происходило какое-либо изменение в окружающей среде, а сейчас не происходит ничего.
  • Частота поведения уменьшается в будущем.
  • Угасательное обострение/взрыв – кратковременное увеличение частоты реакции сразу после начала процесса гашения.

  • Поведение может поменять форму, и могут проявиться эмоциональные реакции.                                                                     

Для каждой функции поведения данная процедура применяется различным способом.

  • Гашение поведения с функцией доступа к желаемому (нужно предотвратить доступ)

Процедура гашения заключается в том, что доступ к желаемому предмету или действию будет предотвращен.

  • Например, если в прошлом ребенок начинал кричать, ему включали мультики, чтобы он успокоился.
  • На данный момент, если ребенок начал кричать, то мультики ему не включают.
  • Если, начиная с сегодняшнего дня, ребенок никогда не будет получать мультики после истерик, то со временем, истерики угаснут и не будут происходить более.
  • Гашение поведения с функцией избегания (нужно продолжить требование)
  • Гашение будет происходить, если требование или неприятные стимулы будут продолжаться несмотря на то, что появилось нежелательное поведение.
  • Например, если в прошлом ребенок во время занятий начинал сбрасывать карточки со стола, и учитель заставлял его поднимать карточки. Таким образом, занятия за столом прекращались и поведение ребенка подкреплялось освобождением от занятий.
  • При применении процедура гашения, если ребенок сбрасывает карточки со стола, учитель не будет настаивать на том, чтобы ребенок вместо того, чтобы заниматься, начал приводить комнату в порядок, а наоборот, положит перед ним новые карточки и будет продолжать требовать выполнения задания.
  • Само избегание становится невозможным, нужно продолжать выполнять требование.
  • Гашение поведения с функцией привлечения внимания (следует игнорировать НП). Гашением является полное игнорирование этого поведения.

Если в прошлом, после того, как ребенок вокализировал, учительница обращала на него внимание, порицала или сразу же давала ему какие-то поручения, то при применении процедуры гашения, если ребенок будет вокализировать, учительница не будет на него обращать внимание, и даже не будет смотреть в его сторону.

  • Гашение поведения с функцией автоматического подкрепления (нужно изменить подкрепление). Мы не сможем сделать так, чтобы ребенок перестал что-то чувствовать. Сенсорные ощущения невозможно отменить, потому что они внутри тела ребенка.)

Устранение естественно возникающего последствия поведения: маскировка или блокирование сенсорных ощущений Þ ребенок ощущает что-то другое.

  • Маскировка ощущений при укусах руки с помощью перчаток.
  • Маскировка вкуса рвотной массы путем добавление бобов.
  • Маскировка сенсорных ощущений в суставах с помощью вибромассажера [ребенок трясет руками Þ получает сенсорные ощущения] .
  • Блокировка ударов по глазам с помощью защитных очков.
  1. Процедуры наказания

Принцип наказания

Наказание – это изменение в окружающей среде, которое происходит после реакции, и уменьшает частоту поведения в будущем.

  • Положительное наказание – это изменение в окружающей среде, когда после реакции добавляется стимул (появляется или усиливается), и это уменьшает частоту поведения в будущем. [В. бросил тарелки со стола и зазвучала громкая музыка Þ В. тарелки больше не бросает]
  • Отрицательное наказание – это изменение в окружающей среде, когда убирается стимул (исчезает или уменьшается) и это уменьшает частоту поведения в будущем. [В. съездила в автобусе → пропал кошелек Þ В. больше на автобусе больше не ездит.] Для того, чтобы произошло отрицательное наказание, должно изначально присутствовать какое-либо приятное условие, исчезновение которого будет иметь ослабляющий эффект.

Положительное наказание

Процедуры, которые опираются на принцип положительного наказания:

  • Применение аверсивных стимулов (встряхивает ребенка, бьет ребенка ремнем, ударяет линейкой).

Применение аверсивных стимулов в качестве наказания является наименее применяемой методикой на сегодняшний день.

Сильные аверсивные последствия оправданны только при самых крайних проявлениях неприемлемого (опасного) поведения.

Применение аверсивных последствий может происходить только после тщательного анализа всех требований безопасности, и только при условии отсутствия других эффективных альтернатив (т. е. были испробованы другие процедуры / использование аверсивных стимулов не принесет ущерба (физического / эмоционального).

Такие требования включают:

  • Документацию, свидетельствующую о неэффективности применения неаверсивных методик.
  • Письменное информированное согласие.
  • Профессиональное сопровождение квалифицированного специалиста.
  • Конкретные критерии пересмотра и окончания применения процедуры.
  • Тренинг персонала.
  • Мониторинг эффективности процедуры и документация результатов.

Социальная значимость аверсивных процедур:

  • Некоторые специалисты и родители считают, что применение таких процедур невозможно несмотря на то, что данные процедуры могут быть единственной эффективной альтернативой.
  • Другие специалисты считают, что использование таких процедур допустимо только в случае самоповреждающего поведения.

В исследованиях упоминаются случаи использования таких аверсивных стимулов, как:

  1. Распыление воды в лицо вследствие проявлений самоповреждающего поведения (Dorsey, Iwata, Ong & McSween, 1980).
  2. Впрыскивание лимонного сока в рот после попытки съесть несъедобный предмет (пикацизм) (Sajway, Libet and Agras, 1974).
  • Физические упражнения (отжимания, приседания, бег по кругу) вследствие агрессивного поведения (Kern, Koegel & Dunlap, 1984).
  • Блокировка

Физическое ограничение движения (блокировка, иммобилизация) (педагог не дает П происходить):

  • Личное ограничение – подавление движений одного человека другим человеком с помощью применения силы или оказания давления (один человек удерживает другого).
  • Механическое ограничение – использование особых приспособлений (смирительная рубашка, распорки) (используются особые приспособления).

Недостатки:

  • Личное ограничение (прикосновение рук другого человека) может  функционировать как подкрепление.
  • Ученик применяет максимальные усилия для избегания ограничения.
  • Может быть нанесен ущерб здоровью ребенка или педагога.

Блокировка и перенаправление

  • Процедура блокировки реакции и перенаправления (RIRD) заключается в том, что учитель прерывает нежелательное поведение ученика и переключает на альтернативное.
  • На сегодняшний день данная процедура является наиболее эффективной для работы с поведением, функцией которого является автоматическим подкреплением (самостимуляция).
  • Блокировка и перенаправление применяется как компонент комплексного вмешательства.
  • Когда ребёнок начинает демонстрировать поведение, учитель даёт четкую и понятную инструкцию о том, какое поведение от него ожидается (например, «Ты должен собирать кубики!»).
  • Если НП повторяется после предостережения, тогда используется процедура блокировки реакции.
  • Прерывание должно быть немедленным.
  • Если ставится задача прервать моторные действия, то даётся переключающее задание, включающее моторные виды поведения (похлопать в ладоши, прикоснуться к носу, прикоснуться к губам и т.д.).
  • Если прерывается вербальная реакция, то используются задания, предполагающие участие речи (ответы на простые вопросы, как например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?» и т.д.).
  • Стратегия включает:
  • быстрый темп отвлекающих / переключающих заданий;
  • продолжение требований до тех пор, пока нежелательное поведение не прекратится;
  • использование минимум 3-х проб отвлекающих заданий в виде серии;
  • задания должны быть доступны для быстрого выполнения, и несложными для конкретного ребёнка;
  • инструктор не должен долго думать над заданиями и должен действовать быстро, сразу после проявления целевого поведения.

Т. е. сначала НП, после этого инструкция. Блокировка происходит быстро, мимолетно. Например, мы быстро опускаем руки ребенка, которые он потянул ко рту, чтобы грызть ногти. И сразу же даем серию на имитацию движений мелкой моторики, которые несовместимы с кусанием ногтей. Да, это должно быть что-то выполнимое, но не самое любимое, отвлекающая (перенаправляющая) инструкция должна быть не одна. Процедура может повторяться.

  • Сверх-коррекция (исправление ситуации + дополнительные усилия)

Сверх-коррекция – методика ослабления П, включающая одновременно обучение надлежащему поведению. Включает предоставление доп.требований сразу же сразу же после возникновения целевой реакции.

На практике часто встречаются ситуации, когда от ребенка требуется исправить тот ущерб, который он «нанес» окружающей среде. Например, разбил стакан – должен подмести осколки, разлил суп – должен вытереть, сбросил карточки – должен их поднять. Такой вид восстановления порядка часто ошибочно воспринимается окружающими как «наказание», но на самом деле не является процедурой наказания, которая приводит к ослаблению поведения в будущем.

В процедуре «сверх-коррекция» ребенок должен не только восстановить порядок, но и выполнить ряд дополнительных требований. Именно эти доп. усилия, которые должен приложить ребенок согласно процедуре        и являются тем фактором, который ослабляет поведение в будущем.

2 вида:

  1. Восстановительная сверх-коррекция. Вследствие нежелательного поведения, ребенок обязан исправить тот непорядок, который причинил своим П, и после этого сделать доп. действия по улучшению окружающей среды. [Ребенок, который наносит грязь на пол кухни, должен не только вымести грязь и почистить туфли, но И отполировать полы и натереть туфли до блеска. Описал сидение унитаза, должен помыть сидение унитаза И помыть полу, стены туалета.]
  2. Закрепительная сверх-коррекция (делать несколько раз желаемое П). Вследствие НП, от ребенка требуется повторно выполнить правильную форму поведения, или поведения, топографически несовместимого с целевым поведением. [Ребенок, который наносит грязь на кухню, будет тренировать вытирать ноги об коврик у входа в дом в течение 2-х минут или 5 раз подряд.]

Отрицательное наказание

  • Отстранение от подкрепления («Тайм-аут»)

В процессе данной процедуры создаются условия, в которых в случае возникновения НП предотвращается доступ к положительному подкреплению в течение определенного промежутка времени. Отстранение представляет собой форму перерыва в доступе к прямому подкреплению.

Отстранение от подкрепления – это пресечение возможности заработать положительное подкрепление, или потеря права доступа к положительному подкреплению на определенный период времени, при условии возникновения проблемного поведения.

Отстранение не подразумевает непременную изоляцию. Процедура отстранения может включать удаление ученика из среды, но может и не включать.

  • Штрафование

Это изъятие определенного количества подкрепляющих стимулов, при условии возникновения проблемного поведения. Применение данной процедуры предполагает изначальное наличие подкрепления, потеря части которого после эпизода поведения, снижает будущую вероятность происхождения этого поведения.

Штрафование обычно включает потерю генерализованных условных подкреплений (денег, жетонов), и чаще всего являются компонентом жетонной системы подкреплений.

Штрафование приводит к умеренному снижению проблемного поведения. Если процедура эффективна, достаточно 2-3 пробы, чтобы обозначить эффект.

Недостатки:

  • увеличение агрессии
  • предотвращение и избегание контакта
  • параллельное уменьшение желательного поведения
  • привлечение внимания к поведению наказывающего (копирование окружающими)
  • непредсказуемость эффекта (может быть, и желаемое поведение снизится).

Важно помнить, что план по коррекции поведения строится на индивидуальной основе, и для каждого целевого поведения должны быть выбраны соответствующие методы коррекции, на основе функциональной оценки, на основе этических принципов и социальной значимости, а также возможностей окружающей среды.

Елена Сергеевна Сердюкова, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)